Закон о несостоятельности (банкротстве) действует в отношении граждан - должников

Дата публикации: 24.05.2016 12:52 (архив)

1) 1 октября 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и отдельные законодательные акты в части регулирования реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника. Законодательство предоставляет право гражданам объявлять себя банкротами, а также определяет условия и порядок признания граждан несостоятельными (банкротами).

Но в определенных законом случаях подача такого заявления является для должников обязательной.

Обязанность гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом возникает при одновременном наличии двух условий:

– размер неисполненных должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с не наступившим) в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей независимо от того, связаны они с осуществлением предпринимательской деятельности или нет;

– удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.

Обратиться в арбитражный суд гражданин должен не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать о невозможности исполнения обязательств (обязанности).

Кроме того, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают также конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган, функции которого возложены на налоговые органы.

Дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражным судом по месту жительства гражданина.

Гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве). 

В соответствии с действующим законодательством, при рассмотрении дела о банкротстве гражданина могут применяться следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Сведения о банкротстве гражданина подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru).

Участие финансового управляющего в деле о банкротстве является обязательным и оплачивается за счет средств гражданина или конкурсного кредитора. При этом закон устанавливает фиксированную сумму оплаты в размере 10 тысяч рублей, а также 2% от суммы выручки от реализации имущества гражданина, которые уплачиваются после расчетов с кредиторами. Гражданин обязан предоставить по требованию финансового управляющего любые сведения о составе своего имущества, месте его нахождения, составе своих обязательств, кредиторах, иные сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

По данным УФНС России по Пермскому краю, в целом по Пермскому краю  (далее- Управление) по состоянию на 01.01.2016 количество граждан, в отношении которых арбитражным судом было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), составляло 90 граждан; по состоянию на 01.05.2016 их количество возросло и составило 198 граждан, в том числе: в отношении 31 гражданина дело возбуждено арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа, в отношении 167 граждан – по заявлению самих должников-граждан и конкурсных кредиторов.

Согласно имеющимся в Управлени данным, в отношении 119 граждан по состоянию на 01.05.2016 Арбитражным судом Пермского края введена процедура реализации имущества гражданина, в отношении 39 граждан – процедура реструктуризации долгов гражданина.

 

2) Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 391-ФЗ) в нормативно-правовые акты Российской Федерации внесены изменения, в том числе в Закон о банкротстве, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предоставляющий (предоставивший) с 29.12.2015 налоговым органам право рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 КоАП РФ.

Одновременно обращаем внимание на следующее.

Статьями 9, 213.4 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя, а также гражданина по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Неисполнение указанной обязанности является основанием привлечения руководителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (или гражданина) к административной ответственности по ч.5 ст.14.13 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;  повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.14.13 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

По данным УФНС России по Пермскому краю, в порядке ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ налоговыми органами Пермского края за 1 квартал 2016 года сформировано 43 материала для привлечения к ответственности руководителей организаций (индивидуальных предпринимателей) за неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом с общей суммой задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией 201,1 млн. рублей.

При рассмотрении соответствующих материалов в 1 квартале 2016 года налоговыми органами края вынесено 10 постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ.

В результате привлечения налоговыми органами края виновных лиц к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ в 1 квартале 2016 года задолженность перед бюджетом в сумме 2,6 млн. руб. была погашена.

 

3) Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, в том числе за доведение его до банкротства, но не возместившие должнику или его кредиторам ущерб, причиненный своими действиями, могут быть дисквалифицированы. Дисквалификация означает лишение права замещать должности или заниматься предпринимательской, управленческой или иной профессиональной деятельностью.

Прецедентное решение вынесено 8 апреля 2016 года Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-3686/2016 и вступило в законную силу. В рассматриваемом случае руководитель должника, привлеченный к субсидиарной ответственности, не компенсировал кредиторам ущерб, причиненный своими действиями. Налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении. Арбитражный суд, рассмотрев указанный протокол, дисквалифицировал руководителя должника на один год.

Это первый в России судебный акт, который принят в соответствии с новым составом административного правонарушения. Напомним, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 14.13 дополнена частью 8, предусматривающей возможность дисквалификации арбитражным судом лица, не исполнившего вступивший в законную силу судебный акт о привлечении к субсидиарной ответственности.

Налоговые органы наделены полномочиями по составлению протоколов об указанном выше административном правонарушении. К ответственности за такое правонарушение привлекает арбитражный суд.

Обращаем внимание, что по имеющимся в УФНС России по Пермскому краю данным, в Пермском крае в 40 делах о банкротстве, по которым заявления о привлечении к субсидиарной ответственности были удовлетворены арбитражным судом, имеются основания для привлечения контролирующих должника лиц к административной ответственности по ч.8 ст.14.13 КоАП РФ за неисполнение судебного акта. По ним налоговыми органами края в установленном порядке будут составлены протоколы об административном правонарушении и направлены в Арбитражный суд Пермского края.

 

Распространение указанной выше информации и судебной практики будет способствовать предупреждению совершения правонарушений недобросовестными должниками и минимизации случаев использования института банкротства для уклонения от исполнения своих обязательств.