О налоговой ставке в отношении земельного участка, предназначаемого для индивидуального жилищного строительства и принадлежащего банку
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение об определении налоговой ставки по земельному налогу (далее - налог) в отношении земельного участка, предназначаемого для индивидуального жилищного строительства и находящегося в собственности банка, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о порядке исчисления налога, в т.ч. определения налоговых ставок. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации по рассматриваемой ситуации.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ), налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Соответственно, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, налоговая ставка может устанавливаться в размере, не превышающем 1,5 процента.
В случае, если исходя из пункта 1 статьи 394 Кодекса нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предусмотрено дифференцирование налоговых ставок по налогу в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в зависимости от их использования в предпринимательской деятельности, полагаем целесообразным учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк, будучи кредитной организацией, образуется как хозяйственное общество. В свою очередь, хозяйственное общество относится к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункты 1, 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, по мнению ФНС России, принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, включая банк, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обуславливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Аналогичный подход содержится в письмах Минфина России от 03.04.2019 № 03-05-04-02/23083, от 15.01.2020 № 03-05-06-02/1158 и ФНС России от 05.04.2019 № БС-4-21/6245@, от 19.06.2020 № БС-4-21/10095@.
В соответствии с пунктом 6 статьи 363, пунктом 5 статьи 397 Кодекса налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством.
О результатах рассмотрения пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (пункт 7 статьи 363 Кодекса).
С учетом изложенного пояснения и (или) документы налогоплательщика-организации, относящиеся к сообщениям об исчисленной сумме налога, рассматривают налоговые органы, которые обеспечивали формирование указанных сообщений. Сведения о коде такого налогового органа содержатся в соответствующем разделе сообщения об исчисленной сумме налога.
В случае несогласия с актом ненормативного характера, действием (бездействием) налогового органа, касающимся рассмотрения вышеуказанных пояснений и (или) документов, заинтересованное лицо имеет право их обжаловать в установленном Кодексом порядке, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (статья 137 Кодекса).
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук