Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области в 4 квартале 2020 года

Дата публикации: 25.01.2021 16:35 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.


В УФНС России по Самарской области в 4 квартале 2020 года на рассмотрении находилось 1249 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 234 интернет-обращения (18,7% от общего числа), 23 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (1,8% от общего числа), 135 обращений поступило из интерактивного сервиса ЛК (10,8% от общего числа), 132 обращения (10,6% от общего числа) поступило из ФНС России, 107 обращений (8,6% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 63 обращения (5% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 555 обращений (44,4% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество обращений уменьшилось на 4,1% (в 4 квартале 2019 года поступило 1302 обращения), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года уменьшилось на 11,1% - 392 обращения (в 4 квартале 2019 года поступило 441  электронное обращение).

Существенный удельный вес обращений граждан в 4 квартале 2020 года составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 417 обращений (33,4% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 208 обращений (16,6% от общего числа), транспортного налога – 102 обращения (8,2% от общего числа) и земельного налога – 49 обращений (3,9% от общего числа). Поступило 20 обращений граждан по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения (1,6% от общего числа), в них граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, 22 обращения (1,8% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 16 обращений (1,3% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Оставались актуальными для граждан вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 260 обращений (20,8% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 198 обращений (15,9% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 62 обращения (5% от общего числа).

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 91 обращение (7,3% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 84 обращения (6,7% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 82 обращения (6,6% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 63 обращения (5% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 19 обращений (1,5% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 67 обращений (5,4% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 56 обращений (4,5% от общего числа).

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 48 обращений (3,8% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса.

В 4 квартале 2020 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 43 обращения (3,4% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 32 обращения (2,6% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу, Калужской области, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской области, г.Москвы и Московской области, Краснодарского края, Нижегородской области, Ульяновской области, Кемеровской области, Тульской области. Воронежской области, Калининградской области, г.Санкт-Петрербург, Чувашской Республики, Саратовской области, Ставропольскому краю. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы  по Самарской области за 4 квартал 2020 года принято – 15 граждан, что на 25% меньше аналогичного периода 2019 года (20). В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, личный прием граждан должностными лицами налоговых органов ФНС России по Самарской области временно ограничен. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.

В ходе приема граждан в приемной Президента Российской Федерации в Самарской области руководителем Управления принято 8 граждан.

На основании письма Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 03.12.2020 №А26-1940, письма ФНС России от 04.12.2020 №10-0-04/0447@ «О переносе проведения ОДПГ», Общероссийский день приёма граждан, проводимый ежегодно по поручению Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 и запланированный на 14 декабря 2020 года, не проводился в связи с переносом.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

В 4 квартале 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 1340 обращений граждан, поступивших в Управление.

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено1249 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 211 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 1460 обращений граждан, что на 4,9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (в 4 квартале 2019 года на контроле находилось 1535 обращений).

В 4 квартале 2020 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 132 обращения граждан, что на 25% меньше аналогичного периода 2019 года (176 обращений).

116 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в 4 квартале 2020 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 214 обращениям, отказано в удовлетворении по 96 обращениям, даны разъяснения по 807 обращениям. По состоянию на 01.01.2021 не исполнено осталось 183 обращения в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 81 обращение граждан (6,5% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В 4 квартале 2020 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 34485 обращений граждан, в том числе 24495 электронных обращений.  По сравнению с 4 кварталом 2019 года (36513) количество обращений уменьшилось на 5,6%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- ИФНС России по Промышленному району г. Самары – 4293 обращения (12,4% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №16 по Самарской области - 3673 обращения (10,7% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области - 3433 обращения (9,9% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В 4 квартале 2020 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 33791 обращения граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в 4 квартале 2020 года принято на личном приеме – 126 граждан, что на 71,2% меньше аналогичного периода 2019 года (в 4 квартале 2019 года принято 438 граждан). В том числе проведено 9 выездных  приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 9 граждан, что на 85,7% меньше 4 квартала 2019 года (63), что отражено в приложении №3. В связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, личный прием граждан должностными лицами налоговых органов ФНС России по Самарской области временно ограничен.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.