Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области во 2 квартале 2021 года

Дата публикации: 29.07.2021 15:13

В УФНС России по Самарской области во 2 квартале 2021 года на рассмотрении находилось 1168 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 211 интернет-обращений (18,1% от общего числа), 21 обращение поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (1,8% от общего числа), 191 обращение поступило из интерактивного сервиса ЛК (16,4% от общего числа), 135 обращений (11,6% от общего числа) поступило из ФНС России, 94 обращения (8% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 24 обращения (2,1% от общего числа) - из МИ по ЦОД, на бумажном носителе – 492 обращения (42,1% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений увеличилось на 13,4% (во 2 квартале 2020 года поступило 1011 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 17,7% - 423 обращения (во 2 квартале 2020 года поступило 348  электронных обращения).

Существенный удельный вес обращений граждан во 2 квартале 2021 года составляли обращения по вопросам, затрагивающим тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 231 обращение (19,8% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 169 обращений (14,5% от общего числа обращений), по вопросу контроля  - 62 обращения (5,4% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 175 обращений (15% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Оставались актуальными для граждан вопросы администрирования имущественных налогов – 153 обращения (13,1% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 66 обращений (5,7% от общего числа), транспортного налога – 29 обращений (2,5% от общего числа) и земельного налога – 25 обращений (2,1% от общего числа). Поступило 24 обращения граждан по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения (2,1% от общего числа), в них граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, 1 обращение (0,1% от общего числа) - по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога. Направлялись сведения для предоставления льгот по уплате налога – 8 обращений (0,7% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, уточняли сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете.

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 133 обращения (11,4% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 132 обращения (11,33% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 110 обращений (9,4% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 22 обращения (1,9% от общего числа).

Также от граждан поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 84 обращения (7,2% от общего числа).

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 67 обращений (5,7% от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Во 2 квартале 2021 года значительное количество писем содержало вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 53 обращения (4,5% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 41 обращения (3,5% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась вопросов организации работы с налогоплательщиками – 28 обращений (2,4% от общего числа).

По прекращению рассмотрения ранее поступивших заявлений обратилось 23 заявителя (2% от общего числа).

Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из г.Москвы и Московской области, Новосибирской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Волгоградской области, Оренбургской области, Челябинской области, Ставропольского края, Саратовской области, г.Санкт-Петербурга, Ульяновской области. Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 приведена в приложении № 2.

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.

Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области за 2 квартал 2021 года было принято – 13 граждан, что на 92,3% меньше количества принятых граждан аналогично периода 2020 года (1). Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения.

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.

Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

Во 2 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 1265 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 1168 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 236 обращений граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 1404 обращения граждан, что на 9,8% больше, чем за аналогичный период 2020 года (во 2 квартале 2020 года на контроле находилось 1267 обращений).

Во 2 квартале 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 135 обращений граждан, что на 14,6% меньше аналогичного периода 2020 года (158 обращений).

106 обращений направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении во 2 квартале 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 177 обращениям, отказано в удовлетворении по 117 обращениям, даны разъяснения по 674 обращениям. По состоянию на 01.07.2021 не исполнено осталось 302 обращения в связи с более поздним сроком исполнения.

Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

3. Состояние исполнительской дисциплины  в территориальных органах ФНС России по Самарской области

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 89 обращений граждан (7,5% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

Во 2 квартале 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области поступило 19023 обращения граждан, в том числе 13656 электронных обращений (что составляет 71,8% от общего чила обращений). По сравнению со 2 кварталом 2020 года (22732) количество обращений уменьшилось на 16,3%.

Наибольшее количество обращений поступило в:

- Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области - 1893 обращения (9,9% от общего количества обращений),

- Межрайонную ИФНС России № 22 по Самарской области – 1671 обращений (8,8% от общего количества обращений),

- ИФНС России по Промышленному району г.Самары - 1617 обращений (8,5% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. Во 2 квартале 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 17797 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области во 2 квартале 2021 года принято на личном приеме – 127 граждан, что на 96,8% больше аналогичного периода 2020 года (во 2 квартале 2020 года принято 4 гражданина). В том числе проведено 46 выездных  приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 49 граждан, что отражено в приложении №3. На ТОРМах во 2 квартале 2020 года граждане не принимались.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.