Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Самарской области и территориальных налоговых органах Самарской области в сентябре 2021 года

Дата публикации: 15.10.2021 09:00

В УФНС России по Самарской области в сентябре 2021 года на рассмотрении находилось 280 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило - 35 интернет-обращений (12,5% от общего числа), 2 обращения поступило с сайта GOSUSLUGI.RU (0,7% от общего числа), 45 обращений поступило из интерактивного сервиса ЛК (16,07% от общего числа), 29 обращений (10,35% от общего числа) поступило из ФНС России, 41 обращение (14,64% от общего числа) направлено из территориальных налоговых органов ФНС России, 6 обращений (2,14% от общего числа) - из МИ ФНС России по ЦОД, на бумажном носителе – 122 обращения (43,6% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 11% (в сентябре 2020 года поступило 314 обращений), количество обращений, поступивших с помощью электронных сервисов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 6,5% - 82 обращения (в сентябре 2020 года поступило 77 электронных обращений).

Наибольший удельный вес обращений граждан в сентябре 2021 года составляли вопросы, затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 68 обращений (24,3% от общего числа), из них по вопросу уклонения от налогообложения поступило 44 обращения (15,7% от общего числа обращений), по вопросу контроля  и надзора - 24 обращения (8,6% от общего числа). Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности.

Также поступали вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 34 обращения (12% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение имущества. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации. Заявители просили дать разъяснения по вопросам связанным с начислением и уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать письма граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 27 обращений (9,3% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 5 обращений (1,8% от общего числа).

Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 9 обращений (3,2% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения от граждан по вопросам применения контрольно-кассовой техники – 26 обращений (9,3% от общего числа).
Оставались актуальными для граждан вопросы администрирования имущественных налогов – 25 обращений (9% от общего числа). По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило  18 обращений (6,4% от общего числа), транспортного налога – 5 обращений (1,8% от общего числа) и земельного налога – 2 обращения (1% от общего числа).

Граждан интересовали вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 37 обращений (13,2% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета.

В сентябре 2021 года также поступали обращения по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 17 обращений (6% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали сроки возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 10 обращений (3,6% от общего числа): о необоснованных суммах задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов, о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности, отсутствии информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

По вопросам организации работы с налогоплательщиками поступило 5 обращений граждан (2% от общего числа).Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 8 обращений (2,85% от общего числа). В отчетном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер по поддержке бизнеса, включая малое и среднее предпринимательство. Также 9 граждан (3% от общего числа) обратилось с прекращением рассмотрения их обращений.
Подробная статистика по обращениям граждан, поступившим в Управление за период с 01.09.2021 по 30.09.2021, приведена в приложении № 1.

Кроме того, поступали обращения граждан из г.Москвы и Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Камчатского края, Саратовской области, Ульяновской области и других регионов (Приложение № 2).

В целях обеспечения прав граждан на получение информации, своевременного и оперативного реагирования на возникающие у населения вопросы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области организован личный прием граждан, который является наиболее эффективной формой работы с населением.
Аппаратом Управления Федеральной налоговой службы  по Самарской области за сентябрь 2021 года принято – 13 граждан, что более чем в 2 раза больше аналогичного периода 2020 года (6).

УФНС России по Самарской области уделяет большое значение организации работы с обращениями граждан в налоговых органах, постоянно проводит работу по совершенствованию делопроизводства по обращениям граждан, по повышению качества подготовки ответов на обращения граждан.
Кроме этого, информация об организации работы с обращениями граждан ежемесячно представляется в Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (Портал ССТУ).
В сентябре 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 269 обращений граждан, поступивших в Управление.

2. Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Самарской области.

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 280 обращений. Также на рассмотрении в Управлении находилось еще 153 обращения граждан, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, в отчетном периоде на контроле находилось 433 обращения граждан, что на 9% меньше, чем за аналогичный период 2020 года (в сентябре 2020 года на контроле находилось 476 обращений).

В сентябре 2021 года из центрального аппарата ФНС России в  адрес Управления перенаправлено 29 обращений граждан, что на 10,4% больше аналогичного периода 2020 года (26 обращений).
24 обращения направлено в подведомственные территориальные налоговые органы и другие государственные органы по компетенции с уведомлением заявителей для всестороннего рассмотрения вопросов и постановки на контроль с соблюдением сроков, установленных законодательством Российской Федерации. В результате рассмотрения обращений в Управлении в сентябре 2021 года требования заявителей удовлетворены (решено положительно) по 46 обращениям, отказано в удовлетворении по 33 обращениям, даны разъяснения по 126 обращениям. По состоянию на 01.10.2021 остались не исполнены 189 обращений в связи с более поздним сроком исполнения.
Все обращения граждан поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

3. Состояние исполнительской дисциплины в территориальных органах ФНС России по Самарской области.

Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в подведомственные территориальные органы ФНС России по Самарской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 24 обращения граждан (8,6% от общего числа обращений).

Обращения граждан, направленные на рассмотрение в территориальные органы ФНС России, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.  

В сентябре 2021 года в территориальные налоговые органы Самарской области  поступило 4718 обращений граждан, в том числе 3478 электронных обращений.  По сравнению с сентябрем 2020 года (7671) количество обращений уменьшилось на 38,5%.
Наибольшее количество обращений поступило в:
- Межрайонную ИФНС России № 22 по Самарской области - 868 обращений (18,4% от общего количества обращений);
- Межрайонную ИФНС России № 20 по Самарской области - 681 обращения (14,1% от общего количества обращений);
- Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области - 680 обращений (14,1% от общего количества обращений).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные органы ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца,  следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ. В сентябре 2021 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 5073 обращений граждан, поступивших в территориальные органы ФНС России по Самарской области.

Начальниками и заместителями начальников подведомственных территориальных налоговых органов Самарской области в сентябре 2021 года принято на личном приеме – 48 граждан, что на 7,7% больше аналогичного периода 2020 года (52). В том числе проведено 14 выездных приемов граждан на ТОРМах, в ходе которых принято 16 граждан.

В отчетном периоде все обращения граждан в территориальных налоговых органах Самарской области  поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации сроки