Решения по жалобам

Дата публикации: 15.11.2018

Дата решения: 08.10.2018

Номер решения: СА-3-9/7169@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 217 НК РФ, Статья 228 НК РФ, Статья 229 НК РФ

Вид налога: Налог на доходы физических лиц

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: 1) Правомерность отнесения налогоплательщиком полученного дохода в виде неустойки и штрафа к компенсационным выплатам, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц.
2) Правомерность неисчисления налога с суммы дохода, полученного от реализации доли в уставном капитале организации. 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявителю было известно о том, что организацией (налоговым агентом) не удержан НДФЛ с выплаченных ему доходов, в связи с чем у Заявителя имелась обязанность по представлению в Инспекцию декларации по НДФЛ за 2014 год с заявленной суммой дохода, полученного от организации (налогового агента), и исчисленной суммой НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет. Освобождение от налогообложения доходов от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций производится в случае, если указанные доли были приобретены начиная с 01.01.2011 года и на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель указывает, что в его адрес каких - либо требований о представлении деклараций и уплате НДФЛ от Инспекции не поступало, а поступившие ему денежные средства рассматривал как компенсационные выплаты, неподлежащие налогообложению. Кроме того, Заявитель считает, что его вина в совершении налогового правонарушения в отношении доходов, полученных от реализации доли в уставном капитале Общества, в котором Заявитель являлся учредителем, отсутствует, поскольку он владел долей указанного Общества до ее реализации более трех лет.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками, в том числе от источников в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы для исчисления НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса (в соответствующей редакции) определено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик – физическое лицо получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса (в соответствующей редакции) исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии со статьей 226 Кодекса налоговыми агентами производится в отношении всех доходов налогоплательщика – физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса (в соответствующей редакции) при невозможности удержать налоговым агентом у налогоплательщика – физического лица исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса (в соответствующей редакции) исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов. При этом указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

На основании пункта 4 статьи 229 Кодекса (в соответствующей редакции) в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 229 Кодекса, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики НДФЛ вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 Кодекса, а также доходы, при получении которых НДФЛ полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки установлено занижение Заявителем доходов, подлежащих включению в налоговую базу по НДФЛ, за 2014 год на сумму полученного дохода в виде неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательства и штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя; за 2015 год и за 2016 год от продажи доли в уставном капитале Общества, в котором Заявитель являлся учредителем.

Согласно справки по форме 2-НДФЛ за 2014 год от 30.01.2015 на получателя дохода в лице Заявителя, представленной в налоговый орган организацией (налоговым агентом), Заявителем в 2014 году получен доход, налог с которого исчислен, но не удержан.

Инспекцией на основании документов, представленных в рамках статьи 93 Кодекса Заявителем и в рамках статьи 93.1 Кодекса организацией (налоговым агентом), установлено, что решением районного суда
от 11.02.2014 взыскано с организации (налогового агента) в пользу Заявителя неустойка в связи с просрочкой исполнения обязательства, компенсация морального вреда, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя и судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска.

Организация (налоговый агент) платежным поручением от 17.07.2014 перечислила на лицевой счет в банке Заявителя на основании исполнительного листа от 07.07.2014, выданного районным судом, всю денежную сумму.

Инспекция уведомлением от 26.05.2015 сообщила Заявителю о необходимости представления декларации по НДФЛ за 2014 год с заявленной суммой дохода и НДФЛ, неудержанного налоговым агентом с указанного дохода, или пояснений. С данным уведомлением Инспекцией в адрес Заявителя направлена справка по форме 2-НДФЛ, представленная организацией (налоговым агентом).

После получения данного уведомления, Заявителем декларация по НДФЛ за 2014 год, а также какие – либо пояснения в Инспекцию не представлялись.

В материалах, представленных Управлением, имеется исковое заявление Заявителя в районный суд к организации (налоговому агенту), в котором Заявитель просил суд возложить на данную организацию обязанность исключить из суммы налогооблагаемого дохода, указанной в справке по форме 2-НДФЛ за 2014 год от 30.01.2015, полученный им доход, а также обязанность направить уточненную справку по форме 2-НДФЛ за 2014 год в его адрес и в налоговый орган по месту учета. При этом в указанном заявлении Заявитель сообщает о получении 20.02.2015 от организации (налогового агента) справки по форме 2-НДФЛ за 2014 год от 30.01.2015.

Определением районного суда от 05.06.2015 производство по гражданскому делу по исковому заявлению прекращено. При этом судом установлено, что организацией (налоговым агентом) требования Заявителя выполнены добровольно и в полном объеме.

Заявитель в жалобе указывает, что организация (налоговый агент) представила в налоговый орган уточненные сведения по форме 2-НДФЛ за 2014 год, согласно которым сумма дохода отсутствует.

Вместе с тем, согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в том числе с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в статье 217 Кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм указанных штрафа и неустойки, выплачиваемых организацией по решению суда, в статье 217 Кодекса не содержится, соответственно, такие доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Указанная позиция подтверждается в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Кодекса, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, в пункте 7 которого указано, что предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Кодекса вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Учитывая изложенное, а также, что материалами проверки подтверждается получение Заявителем в 2014 году дохода от организации (налогового агента), подлежащего налогообложению НДФЛ, что Заявителем в жалобе не оспаривается; Заявителю было известно о том, что организацией (налоговым агентом) не удержан НДФЛ с выплаченных ему доходов, то у Заявителя в соответствии с вышеприведенными нормами Кодекса имелась обязанность по представлению в Инспекцию декларации по НДФЛ за 2014 год с заявленной суммой дохода, полученного от организации (налогового агента), и исчисленной суммой НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет.

Кроме того, Инспекцией на основании имеющейся информации и документов, представленных Заявителем в рамках статьи 93 Кодекса, установлено, что Заявитель с 28.05.2007 по 29.11.2015 являлся учредителем Общества с долей участия в обществе 10%.

Согласно договору купли - продажи от 10.11.2015 доли в уставном капитале Общества, в котором Заявитель являлся учредителем, Заявитель (Продавец) обязуется передать в собственность Покупателю долю в уставном капитале данного Общества в размере 10%.

В соответствии с условиями указанного договора стоимость доли оплачивается Покупателем путем передачи либо путем перечисления денежных средств на счет Продавца в фиксированном размере не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Федеральным законом от 28.12.2010 № 395-ФЗ статья 217 Кодекса дополнена пунктом 17.2, согласно которому освобождаются от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2010
№ 395-ФЗ положения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса применяются в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками начиная с 01.01.2011 года.

Таким образом, освобождение от налогообложения доходов от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций производится в случае, если указанные доли были приобретены начиная с 01.01.2011 года и на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

В случае если одно из перечисленных условий не соблюдается, положения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса не применяются и доходы от реализации долей подлежат налогообложению в установленном порядке.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса Заявитель признается налогоплательщиком НДФЛ за 2015, 2016 годы, получившим, в том числе доход от реализации доли участия в уставном капитале Общества, в котором он являлся учредителем.

Учитывая изложенное, вывод Инспекции о занижении Заявителем налоговой базы по НДФЛ за 2015 и за 2016 год соответствует нормам Кодекса.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.


Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России