Дата решения: 15.10.2018
Номер решения: СА-4-9/20038@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: -
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
Тема спора: Правомерность отказа в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса Общества
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества в нарушение подпункта «б» пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представлено в регистрирующий орган при наличии не вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу, по которому данным судом принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к ликвидируемому Обществу, в связи с чем указанное уведомление считается непредставленным.
Позиция налогоплательщика: Заявитель отмечает, что до момента подачи жалобы, составления промежуточного ликвидационного баланса Общества и принятия решения Инспекцией, поданное 23.05.2018 в отношении Общества исковое заявление Судом к производству не принято. Таким образом, Заявитель считает, что, поскольку Инспекция не располагала информацией о принятии к производству искового заявления в отношении Общества, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса Общества.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно подпункту «б» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
20.06.2018 в регистрирующий орган в отношении Общества представлен по телекоммуникационным каналам связи комплект документов, в том числе:
- уведомление о ликвидации данного юридического лица по форме
№ Р15001 (далее - Уведомление), согласно которому в ЕГРЮЛ подлежали внесению сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества;
- промежуточный ликвидационный баланс Общества по состоянию на 20.06.2018.
По результатам рассмотрения указанных документов 27.06.2018 Инспекцией на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении Общества.
26.07.2018 регистрирующим органом принято решение, в соответствии с которым Обществу отказано в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, поскольку в нарушение подпункта «б» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества представлено при наличии не вступившего в законную силу решения Суда по делу, по которому данным судом принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к Обществу, находящемуся в процессе ликвидации, в связи с чем Уведомление считается непредставленным.
Управление, оставляя жалобу Заявителя на решение Инспекции без удовлетворения, в решении указало, что согласно данным сайта Суда, Истцом к Обществу предъявлены требования о взыскании суммы в размере
11 184 825, 70 рублей. Определением от 30.05.2018 исковое заявление оставлено без движения на срок до 11.07.2018.
Управление посчитало, что, поскольку промежуточный ликвидационный баланс, представленный Обществом в регистрирующий орган, составлен 20.06.2018, Обществу было известно о наличии неисполненной кредиторской задолженности перед Истцом, и в данном балансе не указаны требования, предъявленные кредиторами, в связи с чем он содержит недостоверные сведения.
Кроме того, Управлением в решении отмечено, что определением Суда от 31.07.2018 исковое заявление Истца к Обществу принято к производству.
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба признала решение Инспекции и решение Управления не соответствующими положениям Закона
№ 129-ФЗ в связи с нижеследующим.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ принятие к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, является ограничением на представление в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Из информации, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», следует, что 23.05.2018 Истцом подано в Суд исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к Обществу, находящемуся в процессе ликвидации.
В свою очередь, 30.05.2018 Судом принято определение об оставлении искового заявления Истца от 17.05.2018, поступившего в Суд 23.05.2018, без движения в срок до 11.07.2018, поскольку в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению Истцом не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление Обществу копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у Общества отсутствуют.
Как было указано выше, в регистрирующий орган в отношении Общества 20.06.2018 представлено Уведомление, согласно которому в ЕГРЮЛ подлежали внесению сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
Таким образом, на момент представления данного уведомления исковое заявление Истца от 17.05.2018, содержащее требования, предъявленные к Обществу, находящемуся в процессе ликвидации, Судом к производству принято не было.
Следовательно, положения подпункта «б» пункта 4 статьи 20 Закона
№ 129-ФЗ не подлежали применению регистрирующим органом при вынесении решения, принятого по результатам рассмотрения представленных 20.06.2018 в отношении Общества документов.
Одновременно ФНС России отмечает, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру.
Учитывая, что, поскольку на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общества (20.06.2018) исковое заявление Истца
от 17.05.2018, содержащее требования, предъявленные к Обществу, находящемуся в процессе ликвидации, Судом к производству принято не было, ФНС России посчитала вывод Управления о представлении в Инспекцию промежуточного ликвидационного баланса Общества, содержащего недостоверные сведения, неправомерным.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, отменила решения Инспекции и Управления.
Перейти
к полному тексту решения по жалобе