Решения по жалобам

Дата публикации: 09.06.2018

Дата решения: 20.12.2017

Номер решения: СА-4-9/25949@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 24 НК РФ, Статья 88 НК РФ, Статья 310 НК РФ, Статья 312 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора:

Правомерность отказа в представлении документов и пояснений на требование налогового органа о необходимости подтверждения права на применение льготного режима в отношении выплаченных иностранным организациям доходов


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Направление налоговому агенту требования о представлении документов (информации) с целью подтверждения права на применение льготного режима налогообложения в Российской Федерации в соответствии со статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит положениям статьи 88 Кодекса.


Позиция налогоплательщика: Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, а именно документы, подтверждающие, что Иностранные организации имеют фактическое право на получение соответствующего дохода.


Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.


Из подпункта 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса следует, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.


В соответствии с подпунктом 3 статьи 310 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.


Пунктом 1 статьи 312 Кодекса установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.


Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.


Таким образом, несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, обязывает налогового агента в общем порядке произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.


В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.


Указанным обязанностям налогового агента корреспондирует право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов и проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.


В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.


Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что направление налоговому агенту требования о представлении документов (информации) с целью подтверждения права на применение льготного режима налогообложения в Российской Федерации в соответствии со статьей 312 Кодекса не противоречит положениям статьи 88 Кодекса, а обязанность налогового агента по представлению документов устанавливается совокупностью положений статей 24, 310 и 312 Кодекса, что подтверждается определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2014 № ВАС-19096/13.


Как следует из обстоятельств спора, Общество представило в Инспекцию налоговый расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1 квартал 2017 года, в котором отражен доход, выплаченный Заявителем иностранным организациям (далее – Иностранные организации), облагаемый по ставке 0%.


Инспекция выставила Заявителю требование, согласно которому у Общества истребованы документы, подтверждающие в соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса, что Иностранные организации имеют фактическое право на получение соответствующего дохода.


Не согласившись с данным требованием, налогоплательщик обжаловал его в ФНС России.


Исходя из необходимости установления фактического права Иностранных организаций на льготный режим налогообложения в Российской Федерации, ФНС России при рассмотрении жалобы налогоплательщика пришла к выводу, что направление Инспекцией в адрес Заявителя требования, с учетом совокупности положений статей 24, 310, 312 Кодекса в части обязанности Общества как налогового агента по представлению документов, является правомерным и не противоречит положениям Кодекса.


Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.



Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России