Согласованы изменения в рекомендациях ОЭСР по трансфертному ценообразованию

Дата публикации: 16.10.2014 09:46 (архив)

Рабочая группа №6 Налогового комитета ОЭСР согласовала изменения в Разделы I и VI Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций. Этот и другие актуальные вопросы трансфертного ценообразования обсудили эксперты ОЭСР и сотрудники ФНС России на прошедшем в Федеральной налоговой службе семинаре.

Особенностью этого семинара стало практическое рассмотрение актуальных примеров из опыта работы налоговых органов в России и за рубежом, и поиск оптимальных решений каждой из ситуаций с точки зрения соблюдения принципа «вытянутой руки» (arm’s length principle).

Кроме того, участники обсудили предложения ОЭСР в области трансфертного ценообразования, работа над которыми ведется в рамках Плана противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли (План BEPS).

Аспекты трансфертного ценообразования в сделках с нематериальными активами (пункт 8 Плана BEPS).
Раздел I «Принцип вытянутой руки» Руководства дополняется обстоятельствами, которые могут оказывать влияние на определение рыночной цены и должны учитываться при осуществлении сопоставительного анализа, а именно:

  • преимущества локальных (местных) рынков (location savings);
  • влияние «трудового коллектива» (assembled workforce) на стоимость нематериальных активов (например, ноу-хау);
  • синергия группы (group synergies).

Раздел VI «Аспекты трансфертного ценообразования в сделках с нематериальными активами» Руководства будет полностью изменен, однако текст не всех глав согласован. Вместе с тем, возможно выделить несколько ключевых, во многом даже революционных изменений.

Во-первых, предлагается использование концепции «экономического собственника» нематериального актива, в соответствии с которой распределение дохода от использования или передачи нематериального актива между двумя или более взаимозависимыми сторонами осуществляется исходя из понесенных расходов на его разработку, улучшение, поддержание, защиту и эксплуатацию, и ожидаемой отдачи от его использования или передачи.

При этом предполагается исходить из фактических обстоятельств. Если действия взаимозависимых лиц полностью или частично не соответствуют положениям юридически значимых документов, то распределение дохода (выгоды) от нематериального актива должно производиться исходя их фактически осуществляемых функций, принимаемых рисков и понесенных расходов, которые непосредственно связаны с указанными функциями. Таким образом, для целей налогового контроля цен недостаточно быть просто юридическим собственником нематериального актива.

Во-вторых, в ситуациях, когда надлежащие сопоставимые сделки с нематериальными активами найти не представляется возможным, рекомендуется использовать методы оценки, для целей определения соответствия цены (стоимости) нематериального актива принципу «вытянутой руки». В частности указывается на возможность применения доходных методов (в дополнение к ранее общепринятым пяти методам определения соответствия цен в сделках рыночному уровню). Так, например, допускается использование метода оценки по приведенной стоимости (discount cash flow), согласно которому оцениваются будущие потоки денежных средств, ожидаемые в связи с продажей или передачей в пользование нематериального актива, которую участник рынка потребовал бы или предложил бы за принятие соответствующих прав или обязательств.

Пересмотр стандарта документации по трансфертному ценообразованию (пункт 13 Плана BEPS).

Предполагается полностью заменить действующий в настоящее время Раздел V Руководства. Основной идеей является внедрение трехуровневой документации по трансфертному ценообразованию.

1-й уровень – глобальная характеристика всей группы компаний (т.н. master file), включая ее структуру собственности; описание сферы (вида) деятельности, необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования; используемые нематериальные активы; внутригрупповые финансовые операции; финансовые и налоговые результаты деятельности группы компаний.

2-й уровень – информация о соответствии сделок локальным правилам трансфертного ценообразования (т.н. local file), которая включает описание конкретных сделок (включая анализ сопоставимостей, выбор метода определения соответствия цены рыночному уровню, использованные источники информации и т.д.), совершенных дочерними компаниями в различных юрисдикциях.

3-й уровень –сравнительная отчетность по странам (т.н. country-by-country reporting), которая включает финансовые и налоговые показатели деятельности группы компаний в разрезе стран, а также их основной функциональный профиль. Фактически, документация 3-го уровня является специальной отчетностью для целей риск-анализа налоговых органов и понимания того, где находятся центры прибыли (убытков), занимаются ли они операционной деятельностью, каковы их функции и т.д.
Вместе с тем, основным вопросом остается порядок внедрения разработанного стандарта как среди государств Группы 20 (G20), так и в целом в мире.

В целом подготовка итоговых документов ОЭСР/G20 по трансфертному ценообразованию должна завершиться в 2015 году.

В семинаре участвовали старший советник отдела налоговых соглашений, трансфертного ценообразования и финансовых проверок Налогового комитета ОЭСР Стефаан Де Бейтс, начальник отдела Министерства финансов Германии Манфред Науманн, заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров, и.о. начальника Управления трансфертного ценообразования В.И. Голишевский.

Практику проведения совместных семинаров ФНС России и ОЭСР по тематике трансфертного ценообразования планируется продолжить и в 2015 году.