Центральный аппарат ФНС России назначил Юрия Куриленко главой налоговой службы в Томской области 13 мая нынешнего года. Кадровые перестановки состоялись в рамках плановой ротации. Бывший глава регионального УФНС Геннадий Морозов занял пост начальника службы в Новосибирской области, его предшественник отправился руководить УФНС по Алтайскому краю, ну а Куриленко, возглавлявший алтайское краевое управление с 2017 года, был направлен в Томск.
Новый начальник томской налоговой родился в 1975 году, в 1996-м окончил Красноярский государственный университет. На руководящих должностях работал заместителем руководителя УФНС по Красноярскому краю, а также главой службы в Республике Бурятия и Алтайском крае. Государственный советник Российской Федерации второго класса. В рамках знакомства с новым местом службы провел с представителями томских СМИ встречу, организованную Томским областным отделением Союза журналистов России.
Первые впечатления
– Для меня Томская область любопытна тем, что ранее я не работал с нефтегазовой отраслью. Из Красноярского края ушел в тот мент, когда она там только зарождалась, в Бурятии и Алтайском крае ее попросту нет. А здесь большой блок доходов приходится именно на нефтегазовые организации, и с этим новым для себя явлением мне придется разбираться.
Если проводить сравнения с Алтайским краем, то там превалирует, прежде всего, сельское хозяйство, к которому применяется щадящая система налогообложения. Кроме того, в крае развита переработка аграрной продукции, и вот здесь, конечно, возникало множество вопросов при администрировании НДС.
Как известно, центры экономической активности находятся в столице, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, Башкирии и так далее. Соответственно, крупные схемы с так называемым бумажным НДС, как правило, имеют конечных бенефициаров именно в данных субъектах. А вот «хвосты» этих схем могут быть раскиданы где угодно. И главная боль по части НДС, с которой мы столкнулись в Алтайском крае, заключалась в том, что там обнаружились «хвосты» достаточно больших образований, занимавшихся отмыванием бумажного НДС.
Поэтому могу сказать, что так называемая чистота среды – то есть удельный вес организаций, которые занимаются фактической деятельностью, к числу «пустышек» и «прокладок» – в Томской области выше, чем в Алтайском крае. Это значит, что с НДС здесь «химичат» существенно меньше. И вот это стало для меня определенным открытием.
О текущих вызовах…
– Основной вызов для всех сейчас один – те глобальные процессы, которые происходят в мире. Причины можно оценивать по-разному, но факт заключается в том, что российский бизнес переживает непростые времена. У него была наработанная схема получения доходов, международных связей, импорта комплектующих, реализации и сбыта, а теперь львиная доля всего этого недоступна либо несет высокие издержки.
На такой вызов необходимо отвечать, и соответствующая работа, координируемая правительством, ведется по всем направлениям. Хочу отметить: при всем уважении к предыдущим составам федерального правительства, именно то, что происходит на протяжении последних двух лет, свидетельствует о существенных изменениях в части внутренней политики.
Если говорить о налоговой службе, то девиз, озвученный руководителем ФНС России в ходе последней коллегии, звучит следующим образом: «Мы должны сохранить каждого налогоплательщика». То есть, если раньше здесь присутствовали оценочные признаки (мы всегда подчеркивали, что речь идет о добросовестных предпринимателях), то сейчас мы говорим именно о каждом налогоплательщике.
Соответственно, основной вызов для нас заключается в необходимости преодолеть те негативные профессиональные трансформации, которые сопровождают нашу работу. Понятно, что контролер – не тот человек, который предоставляет услуги или осуществляет профилактические мероприятия. И людям, которые отработали в парадигме надзорной деятельности 20 или 30 лет, принять это не просто.
... и ответах на них
– Помимо анализа финансово-хозяйственной деятельности и проведения предпроверочного анализа, необходимо заранее распознавать, в какой отрасли и конкретной организации начинаются проблемы. И если проблема связана с какими-то перспективными действиями налоговой службы, нам нужно менять процедуру таким образом, чтобы минимизировать последствия.
Один из наиболее наглядных примеров касается проблемы оборотных средств. Нужно понимать, что на фоне происходящего налоговое законодательство становится определенным регулятором, и даже более того – в чем-то заменяет финансовое законодательство. При этом соответствующие нормативы и изменения в Налоговом кодексе, которые правительство проводит через Госдуму, являются инициативой ФНС – профильных специалистов нужного уровня в других ведомствах попросту нет.
Мы понимаем: в стране идет сжатие денежной массы, приводящее к тому, что организации начинают испытывать проблемы с оборотными средствами. Ключевая ставка, которую резко повысили во избежание спекуляций, постепенно снижается, однако банки неохотно идут на, скажем так, нормальное кредитование – до февральского уровня в этом отношении нам еще очень далеко.
В итоге принимается решение о переносе сроков уплаты страховых взносов. Например, для организаций в тех сферах, которые испытывают наибольшее санкционное давление, отсрочка по данным платежам составляет один год. В Томской области таких юрлиц вместе с индивидуальными предпринимателями более 12 тысяч, при этом в сумме речь идет о шести миллиардах рублей. Это те деньги, которые в итоге останутся в экономике.
Будем проще
– Та же упрощенная система налогообложения будет трансформироваться в автоматизированную УСН. Для бизнеса это означает упрощение взаимодействия с налоговой службой до уровня, практикуемого самозанятым. Они, как вы знаете, устанавливают специальное мобильное приложение, оказывают услугу, получают за это деньги и вместо ККТ «пробивают» чек в упомянутом приложении. В итоге система сама рассчитывает размер ежемесячного налога. Автоматизированная УСН использует тот же механизм, но уже на основании ККТ и информации от банков. В настоящее время мы заходим в пилотный проект и, по идее, со следующего года эта система уже должна войти в рабочую повседневность в масштабах всей страны.
К тому же кроме дальнейшего упрощения налогообложения речь идет о существенном снижении административных рисков. По оценке наших специалистов, порядка 95% хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в России, подходят под критерии автоматизированной УСН. И вся эта масса предпринимателей сможет спокойно работать, не беспокоясь о каких-то проверках – в рамках автоматизированной УСН нужно будет, действительно, постараться, чтобы к вам пришли из налоговой службы.
По самозанятым на Петербургском форуме была озвучена инициатива о поднятии порога до 3,4 миллиона рублей – в принципе, это неплохие доходы для человека, который работает сам на себя. То есть и правительство в целом, и Минфин, и ФНС работают над тем, чтобы бизнесу было легче. Собственно говоря, именно через эту призму осуществляется оценка всех наших процессов и процедур, включая такие внутренние вещи, как решения о выходе или невыходе на проверки.
Например, как вы знаете, в стране снова введен мораторий на проведение проверок ККТ. И если всего пять лет тому назад это было едва ли не любимым занятием, то к настоящему времени система получила такое развитие, что выходить никуда не надо – все видно в дистанционном режиме. Технологии больших данных помогают понять отклонения показателей с каждого кассового аппарата, далее мы направляем по этим адресам письменные уведомление и, как правило, добиваемся результата. В итоге по сравнению с прошлым годом выручка по кассам, которые зарегистрированы в Томской области, выросла на 10%. И в целом по стране мы наблюдаем аналогичную динамику.
Контроль налога на добавленную стоимость с помощью автоматизированной системы также стал гигантским шагом вперед. Эта история началась в 2015 году, и мы до сих пор не задействовали все имеющиеся рычаги – на наш взгляд, предприятия должны сами принять участие в процессе обеления. То есть задача налоговой службы заключается в том, чтобы работа «в серую» стала максимально некомфортной. Нужно отметить, к решению этой задачи активно привлекается крупный бизнес, который задает то, что называется мейнстримом. Потенциальным партнерам прямо говорят: «Мы не будем работать с «прокладками». И с вами работать тоже не станет, потому что эти «прокладки» есть у вас в контрагентах. Такой процесс имеет повсеместный характер, в частности, в нефтегазовом секторе, имеющем большое значение для Томской области.
История с продолжением
– Львиная доля текущих проверок относится к истории, берущей начало в 2018–2020 годах. Тогда люди не до конца верили, что схема администрирования НДС по-настоящему изменилась. Нюанс заключается в том, что если раньше у них была возможность «схематозить», то сейчас ее нет, потому что мы все зафиксировали.
В целом – даже по сравнению с ковидными временами – уменьшилось число проверок, которых в Томской области сейчас проводится всего порядка сотни, что составляет 0,08% от числа юридических лиц. За семь лет доля охваченных проверками налогоплательщиков снизилась в шесть раз.
В текущем году в качестве одной из мер поддержки бизнеса были приостановлены проверки по целому ряду направлений. Поэтому к инициированию проверок мы относимся очень взвешенно. Все анализируется с позиции «чтобы экономике было легче».