Дата решения: 20.11.2019
Номер решения: СА-3-9/9931@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 346.43 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность применения патентной системы налогообложения в отношении фактически осуществляемого вида деятельности
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Неправильная квалификация налогоплательщиком осуществляемого им вида предпринимательской деятельности («ремонт жилья и других построек» вместо «строительство жилых и нежилых зданий») не может являться основанием для уменьшения им налоговых обязательств в результате применения патентной системы налогообложения.
Позиция налогоплательщика: Поскольку статьей 346.43 НК РФ не определено понятие - ремонт жилья и других построек, патентная система налогообложения может применяться в отношении любых работ по ремонту жилья и других построек. Более того, Заявитель при выполнении работ по ремонту многоквартирного жилого дома не располагал информацией о том, что дом не сдан в эксплуатацию. Выполненные Заявителем работы носили ограниченный объем и не имели отношение к строительству жилого дома.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
Согласно пункту 1 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса определено, что индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В статье 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 Кодекса.
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов по УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Пунктом 1 статьи 346.18 Кодекса предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения по УСН являются - доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя. Понесенные расходы при определении налоговой базы не учитываются.
На основании пункта 1 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса определено, что патентная система налогообложения применяется в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Законом Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (с изменениями, внесенными Законом Московской области от 19.12.2016 № 165/2016-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2017) введена патентная система налогообложения на территории Московской области, в том числе в отношении следующих видов деятельности: ремонт жилья и других построек, а также строительство жилых и нежилых зданий.
Согласно сведениям ЕГРИП Заявитель с 29.09.2016 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с заявленным основным видом предпринимательской деятельности – работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки. Заявитель в 2017 году применял УСН с
объектом налогообложения - доходы.
Кроме того, Заявителю выдан патент от 20.12.2016 на применение патентной системы налогообложения на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в отношении вида предпринимательской деятельности – ремонт жилья и других построек, предусмотренного пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона
Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ; территория действия патента – Московская область.
19.04.2018 Заявителем в Инспекцию представлена декларация за 2017 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, (далее – Декларация) с нулевыми показателями.
В ходе камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации Инспекцией на основании выписок банков по расчетным счетам Заявителя установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 на указанные счета Заявителя от юридического лица поступили денежные средства с указанием в назначении платежа «оплата по договору подряда от 01.11.2016, за выполнение работы, без НДС».
Согласно материалам проверки между юридическим лицом (Заказчик) и Заявителем (Подрядчик) заключены договоры подряда от 01.11.2016 и от 01.11.2017 на выполнение ремонтных и отделочных работ на объекте - 19-ти этажный односекционный жилой дом, расположенный в Московской области.
В приложениях № 1 к договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017 «Протокол согласования договорной цены» указан перечень работ, выполняемых подрядчиком: гидроизоляция, устройство перегородок из блоков поротерма, устройство перегородок из газосиликатных блоков, демонтаж перегородок из поротерма, штукатурные работы, стяжка полов, гидроизоляция санузлов без стяжки, устройство пола и плинтуса из керамогранита.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что 19-ти этажный односекционный жилой дом, в котором Заявителем выполнялись ремонтные работы по договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017, в 2017 году не был введен в эксплуатацию.
В связи с необходимостью проведения строительно-технической экспертизы по вопросу квалификации произведенных Заявителем работ на спорном объекте и отнесения их к деятельности по ремонту жилья и других построек или к строительству жилья и других построек на основании статьи 95 Кодекса Инспекцией вынесено постановление о назначении строительно-технической экспертизы от 12.03.2019.
Согласно акту экспертизы от 26.03.2019 экспертом установлено, что работы, произведенные Заявителем на объекте 19-ти этажный односекционный жилой дом, относятся к общестроительным и отделочным работам, производимым на стадии строительства многоэтажного монолитно-кирпичного жилого дома.
На момент выполнения строительных работ Заявителем на спорном объекте – жилой дом находился на стадии – строящийся, не сданный в эксплуатацию; Заявителем выполнялись работы в помещениях, в которых еще не производились указанные виды работ, в связи с чем данные работы относятся к строительству жилья и других построек.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации с учетом экспертизы сделан вывод о том, что выполненные Заявителем работы не относятся к работам, определенным выданным патентом от 20.12.2016 в отношении вида предпринимательской деятельности – ремонт жилья и других построек, в соответствии с пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ.
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства и исходя из фактических обстоятельств, Федеральная налоговая служба признала обоснованными выводы Инспекции и Управления о неправомерном применении Заявителем в 2017 году в отношении спорных ремонтных работ патентной системы налогообложения и начисление Заявителю налога по УСН, пени, а также привлечение к налоговой ответственности.