Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг?

^К началу страницы

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операции, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций ( ст. 105.26 НК РФ).

Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга

^К началу страницы

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Документы для вступления в налоговый мониторинг:

  • заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о взаимозависимых лицах;
  • учетная политика для целей налогообложения организации;
  • документы о системе внутреннего контроля (контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля).

Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. (ст. 105.27 НК РФ).

За какой период и в какой срок проводится налоговый мониторинг?

^К началу страницы

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105 26 НК РФ).

Срок проведения одного налогового периода, 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105 26 НК РФ).

Расширенное информационное взаимодействие

^К началу страницы

Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.

Способы информационного взаимодействия:

  • предоставление доступа к информационным системам организации;
  • предоставление доступа к аналитической витрине данных;
  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (до 01.01.2026 ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации о приостановлении действий абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) является приоритетным направлением развития системы налогового мониторинга.

В настоящее время разработан:

Сроки реализации сервисов по налоговому мониторингу

^К началу страницы

Сроки реализации сервисов по налоговому мониторингу
Наименование электронного сервиса Дата публикации на сайте ФНС России Срок реализации налогоплательщиками Доступность на тестовом стенде АО "ГНИВЦ"
1. Сервис, предназначенный для определения состояния (доступности) информационной системы организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
2. Сервис для информирования налогового органа о доступности (планируемой недоступности) информационной системы организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
3.Сервис файлового обмена между информационными системами организации и налогового органа 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
4. Сервис представления реестра документов, размещенных в информационной системе организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
5. Сервис направления запроса на просмотр документа, размещенного в информационной системе организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
6. Сервис направления запроса на доразмещение документа в информационной системе организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
7. Сервис направления запроса на получение отчета о работе с запросной системой в информационной системе организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
8. Сервис получения протокола операций в информационной системе организации 03.06.2024 02.06.2025 Доступен
9. Сервис получения сводного протокола операций в информационной системе организации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
10. Сервис обновления токена аутентификации 02.06.2023 02.06.2024 Доступен
11. Сервис получения сведений по структуре группы компаний 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
12. Сервисы работы с требованием о представлении документов (информации), пояснений 03.06.2024 02.06.2025 Доступен
13. Сервисы работы с требованием о представлении пояснений 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
14. Сервис получения сведений о расшифровке доходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета 03.06.2024 02.06.2025 Доступен
15. Сервис получения сведений по договорам и контрагентам организации-участника налогового мониторинга 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
16. Сервис получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам для металлургической отрасли 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
17. Сервис получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам для нефтегазовой отрасли 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
18. Сервис представления налогоплательщиком комментариев к результатам факторного анализа налога на прибыль, рассчитанного в информационной системе налогового органа 03.06.2024 02.06.2025 Доступен
19. Сервис обмена информацией по результатам прогноза налоговой базы и суммы налога на прибыль 03.06.2024 02.06.2025 Доступен
20. Сервисы лотерейных организаций 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.1. Сервис мониторинга лотерей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.2. Сервис мониторинга распространителей и субраспространителей лотерей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.3. Сервис мониторинга отчетов агентов - распространителей и субраспространителей лотерей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.4. Сервис мониторинга лотерейных терминалов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.5. Сервис мониторинга разыгранных лотерейных тиражей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.6. Сервис мониторинга планируемых лотерейных тиражей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.7. Сервис мониторинга продаж тиражных лотерейных билетов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.8. Сервис мониторинга отмен продаж лотерейных билетов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.9. Сервис мониторинга возвратов лотерейных билетов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.10. Сервис мониторинга выплат выигрышей по тиражным лотерейным билетам 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.11. Сервис мониторинга невостребованных выигрышей, перечисленных в федеральный бюджет 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.12. Сервис мониторинга серий бестиражных лотерей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.13. Сервис мониторинга продаж бестиражных лотерейных билетов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.14. Сервис мониторинга выплат выигрышей по бестиражным лотерейным билетам 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.15. Сервис мониторинга заблокированных лотерейных билетов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.16. Сервис мониторинга фискальных данных по операциям с лотерейными билетами 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.17. Сервис мониторинга участников лотерей 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.18. Сервис подтверждения корректности и полноты данных  02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.19. Сервис мониторинга сводных показателей по данным оперативного учета 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.20. Сервис мониторинга сводных показателей по данным налогового и бухгалтерского учета 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
20.21. Сервис мониторинга выполнения контрольных соотношений  02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
21.Сервис получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам для химической промышленности 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
22.Сервис получения сведений о макроэкономических факторах (санкционных ограничениях), влияющих на деятельность компании 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
23.Сервис получения сведений о полученных налогоплательщиком мерах господдержки (субсидиях, грантах) 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
24.Сервис получения сведений об инвестиционных проектах 02.06.2025 02.06.2026 01.01.2026
25.Сервис направления запроса на получение сведений о наличии риска у организации по документу 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
26.Сервис направления запроса на получение сведений о наличии риска у организации по отчетному документу 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
27.Сервис направления запроса на получение сведений о наличии риска у организации за период 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
28.Сервис направления запроса на получение сведений о наличии риска у организации по реквизитам контрагента 02.06.2025 02.06.2026 Доступен
29.Сервис представления налогоплательщиком комментариев к результатам факторного анализа НДПИ, НДД, Акциза на нефтяное сырье, рассчитанного в информационной системе налогового органа 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
30.Сервис обмена информацией по результатам прогноза налоговых поступлений НДПИ, НДД, Акциза на нефтяное сырье 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
31.Сервис получения сведений из сводных месячных эксплуатационных рапортов 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
32.Сервис по получению актуальных версий архивов справочников НМ 02.06.2025 02.06.2026 01.08.2025
33. Сервис мониторинга показателей, характеризующих долговую нагрузку и платежеспособность организации 02.06.2025 02.06.2026 01.09.2025

Проекты сервисов по регистрам (с 2026 года)

В настоящее время в целях совершенствования расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и организациями-участниками налогового мониторинга разрабатывается единая цифровая методологическая модель (Цифровой налоговый кодекс) и ведется работа по унификации и стандартизации регистров, позволяющих реализовать алгоритмы автоматического контроля.

Наименование электронного сервиса
Дата публикации проекта электронного сервиса  Срок реализации налогоплательщиками
Доступность на тестовом стенде АО "ГНИВЦ"
10101 «Доходы в виде процентов по долговым обязательствам (кроме доходов в виде процентов: по договорам займа ценных бумаг, по ценным бумагам и на депо премий по рискам, принятым в перестрахование)» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
Взаимосвязанные регистры по долговым обязательствам 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
10106 «Расшифровка процентных доходов иностранной организации, в том числе приравненные к дивидендам по контролируемой задолженности в разрезе договоров к КНД 1151056» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
10107 «Расшифровка процентных доходов иностранной организации, в том числе приравненные к дивидендам по контролируемой задолженности в разрезе договоров к КНД 1151056» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
10201 «Доходы в виде полученных дивидендов, в том числе дивидендов, налогообложение которых осуществляется организацией самостоятельно» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
10202 «Расшифровка к Листу 03 КНД 1151006 «Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций»» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен
10203 «Расшифровка к КНД 1151056 «Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» - доходы в виде дивидендов (кроме дивидендов из числа приравненных процентов по контролируемой задолженности)» 14.09.2023 01.07.2026 недоступен

Справочники налогового мониторинга

^К началу страницы

Краткое наименование справочника
Полное наименование справочника
Приказ ФНС России (проект)
Дата публикации на сайте ФНС России




СПВДОК
Приказ ФНС России
от 24.03.2023
№ ЕД-7-23/182@
17.02.2025




СПНС
Приказ ФНС России
от 18.04.2023
№ ЕД-7-23/254@
14.05.2025



КСНД
Приказ ФНС России
от 18.04.2023
№ ЕД-7-23/255@
14.04.2025




СНКРФ
Приказ ФНС России
 от 14.09.2023
№ ЕД-7-23/632@
21.08.2023 




СКОНТ
Приказ ФНС России
 от 14.09.2023
 № ЕД-7-23/631@
16.08.2023




CРЕГ
Приказ ФНС России
 от 06.09.2024
№ ЕД-7-23/714@
№ ЕД-7-23/715@
№ ЕД-7-23/716@
№ ЕД-7-23/717@
№ ЕД-7-23/718@
12.09.2024
CРИСК
Приказ ФНС России
 от 19.12.2024
№ ЕД-7-23/1157@
20.12.2024
СЭБП
Приказ ФНС России
 от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/535@
15.10.2024
СВТТ
Приказ ФНС России
 от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/536@
15.10.2024
СВПИ
Приказ ФНС России
 от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/537@
15.10.2024

Проведение налогового мониторинга

^К началу страницы

Проведение налогового мониторинга регламентировано положениями статьи 105.29 НК РФ.

Налоговый орган в рамках налогового мониторинга вправе проводить следующие мероприятия (п. 3 ст. 105.29 НК РФ):

  • истребовать у организации необходимые документы;
  • истребовать у организации пояснения;
  • привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ;
  • проводить допрос свидетелей, осмотр территорий в соответствии со ст. 92 НК РФ.

При выявлении противоречий и несоответствий в документах организации налоговый орган направляет сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении исправлений в течение пяти дней.

При установлении факта нарушения в расчете или уплате налогов организации, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

В рамках налогового мониторинга участники раскрывают информацию о своей системе внутреннего контроля (п. 6, 7 ст. 105.26 НК РФ):

  • налоговый орган проводит оценку рисков и составляет карту рисков.

Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов (сборов), подлежащих уплате в бюджет.

В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, которая включает в себя разработку стандартизированных налоговых регистров, а также контролей (этапов контролей) в разрезе статей НК РФ и блоков операций.

Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга.

Такой подход стимулирует налогоплательщиков реализовывать стандартизированные методы контроля, тем самым компании получат возможность минимизировать количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, что значительно сократит сроки согласования налоговой базы по всем налогам и приведет к сокращению объема истребованных документов.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

^К началу страницы

Камеральные налоговые проверки (п. 1.1. ст. 88 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Выездные налоговые проверки не проводятся за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ), за исключением случаев:

  • проверка проводится вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочно прекращено проведение налогового мониторинга;
  • налогоплательщиком не выполнено мотивированное мнение налогового органа;
  • в периоде, за который налоговый мониторинг не проводится, представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, увеличена сумма возмещения налога (убытка).

Мотивированное мнение налогового органа

^К началу страницы

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга (п.1 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение бывает 2-х видов:

  • по запросу организации - в случае, если у нее есть не урегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства (п.4 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа - в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение направляется организации:

  • по запросу организации – в течение 1 месяца со дня получения такого запроса (срок может быть продлен на 1 месяц для истребования дополнительных документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения (п.5 статьи 105.30 НК РФ);
  • по инициативе налогового органа - в течение 5 дней со дня его составления на протяжении срока проведения налогового мониторинга (п.3 статьи 105.30 НК РФ).

Запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены (п. 4.2 статьи 105.30 НК РФ).

О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п.6 статьи 105.30 НК РФ).

Формы и форматы документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме и требований к его составлению утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/477@.

Взаимосогласительная процедура

В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится взаимосогласительная процедура. (п.1 ст. 105.31 НК РФ). Взаимосогласительная процедура проводится в течении одного месяца со дня получения разногласий.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (п.3 ст. 105.31 НК РФ).

Организация в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления уведомляет налоговый орган, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п.5 ст. 105.31 НК РФ).