На публичных обсуждениях шла речь о досудебном урегулировании налоговых споров и НДС

Дата публикации: 30.05.2018 15:44

Сегодня в УФНС России по Ульяновской области состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов, руководств по соблюдению обязательных требований по темам: «Основные причины обжалования ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов по итогам анализа работы по досудебному урегулированию налоговых споров» и «Основные изменения налогового законодательства в части администрирования НДС. Автоматизация налогового контроля с использованием Программного комплекса «АСК НДС-2».

Данное мероприятие проводится в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В своем выступлении заместитель начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров О.В.Макарова представила вниманию участников слушаний информацию о работе по выявлению нарушений налогового законодательства налоговыми органами и их устранению во внесудебном порядке, а также недопущению судебных разбирательств в случаях, когда вынесенные налоговым органом решения и иные ненормативные акты противоречат нормам налогового законодательства, когда имеют место неправомерные действия должностных лиц налоговых органов.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция по снижению количества поступивших и рассмотренных жалоб и обращений налогоплательщиков, что свидетельствует о постоянном совершенствовании работы налоговых органов и повышении качества проведения мероприятий налогового контроля, повышении профессионализма налоговиков.

Необходимо учитывать, что не все обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые поступают в Управление и называются налогоплательщиками «жалобами» соответствуют критериям для их определения именно как жалоб и рассматриваются отделом досудебного урегулирования налоговых споров. Для того, чтобы обращение налогоплательщика было квалифицировано как жалоба и рассматривалось в рамках досудебного урегулирования, оно должно соответствовать требованиям, установленным статьями 138, 139.2 Налогового кодекса РФ.

В части администрирования НДС основной задачей Федеральной налоговой службы всегда являлась и является борьба с незаконным возмещением. В связи с этим возникли предпосылки для реформирования камерального налогового контроля НДС, внедрения риск-ориентированного подхода к его проведению и автоматизации процессов камерального контроля НДС.

С конца 2013 года налоговые органы в целях повышения эффективности камерального налогового контроля применяли автоматизированную систему контроля АСК "НДС", которая позволяла определять уровень налогового риска каждого налогоплательщика и акцентировать внимание на организациях с максимальным риском совершения налоговых правонарушений. Следующим этапом в автоматизации налогового контроля являлось внедрение в 2015 году в опытно-промышленную эксплуатацию ПК «АСК НДС-2», позволяющего осуществлять контроль уже не только за возмещением НДС, но и за налоговыми вычетами в целом. У налоговых органов появилась возможность проводить мероприятия налогового контроля сразу после получения налоговой декларации, учитывая наличие в электронном виде сведений из книг покупок и продаж, тем самым оптимизируя процедуру проведения камеральной проверки. В ближайшем будущем ожидается интеграция ПК «АСК НДС-2» с системой контроля за применением контрольно-кассовой техники, маркировки, с данными о движении по счетам, с базой данных Федеральной таможенной службы и т.д., что даст возможность проследить весь путь движения товара.

В своем докладе заместитель начальника отдела камерального контроля В.А. Разенкова также рассказала участникам мероприятия об изменениях в администрировании налога на добавленную стоимость, которые произошли в 2017 и 2018 годах.

До начала слушаний от участников поступили вопросы, на которые сотрудниками Управления были даны ответы. В частности, налогоплательщиков интересовала предстоящая реорганизация двух инспекций – ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска и Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области. Никаких последствий для налогоплательщиков реорганизация не несет и не требует с их стороны дополнительных действий.

Участниками слушаний был задан вопрос о предоставлении налоговыми органами сведений для определения степени добросовестности контрагентов. Ответом на этот вопрос стало анонсирование нового сервиса «Прозрачный бизнес», который начнет свою работу уже 1 июня 2018 года и будет содержать в себе сведения, не составляющие налоговую тайну, в связи с изменениями, внесенными в статью 102 Налогового кодекса РФ.