Наследники субсидиарного ответчика могут нести ответственость

Дата публикации: 30.10.2020 13:33

В рамках дела о банкротстве, рассмотренного Арбитражным судом Ульяновской области, привлечены к субсидиарной ответственности в пределах принятой наследственной массы наследники субсидиарного ответчика.

Согласно пункту 1 статьи 61.10 Федерального закона N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под контролирующим должника лицом понимаются организация или физическое лицо, которые имели возможность определять действия организации на момент банкротства или не более чем за 3 года до появления признаков такового.

В практике встречаются ситуации, когда реального субсидиарного ответчика невозможно привлечь к ответственности ввиду его смерти.

Субсидиарная ответственность по обязательствам должника (несостоятельного лица) является разновидностью гражданско-правовой ответственности и наступает в связи с причинением вреда имущественным правам кредиторов подконтрольного лица.

Из этого следует, что долг, возникший из субсидиарной ответственности, должен быть подчинен тому же правовому режиму, что и иные долги, связанные с возмещением вреда имуществу участников оборота (статья 1064 Гражданского кодекса РФ). Равным образом гражданское законодательство не содержит запрета на переход спорных обязательств в порядке наследования.

Таким образом, долг наследодателя, возникший в результате привлечения его к субсидиарной ответственности, входит в наследственную массу.

Для реализации права кредитора на судебную защиту не имеет значения момент предъявления и рассмотрения иска о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности - до либо после его смерти. В последнем случае иск подлежит предъявлению либо к наследникам, либо к наследственной массе.

В рамках дела о банкротстве №А72-11/2019, рассмотренного Арбитражным судом Ульяновской области, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении наследников субсидиарного ответчика к субсидиарной ответственности в пределах принятой наследственной массы.

По итогам рассмотрения обособленного спора доказано наличие предусмотренных пунктом 2 статьи 61.11 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» оснований для привлечения наследника контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.