Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 2021 году

Дата публикации: 24.01.2022 14:46

В Управлении Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – Управление) в 2021 году на рассмотрении находилось 2475 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 859 обращений (34.7% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 59 обращений (2.4% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 571 обращение (23.1% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 408 обращений; на бумажном носителе – 986 обращений (39.8% от общего числа), 10 обращений граждан, поступивших из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области.

По сравнению с 2020 годом общее количество поступивших обращений уменьшилось на 19.1% (в 2020 году поступило 3060 обращений). Количество обращений, поступивших в электронном виде, уменьшилось на 18.3% (в 2020 году поступило 1051 обращение), количество обращений, поступивших на бумажном носителе, уменьшилось на 22.4% (в 2020 году поступило 1270 обращений), обращений, поступивших по каналу системы электронного документооборота уменьшилось на 18.1% (в 2020 году поступило 697 обращений), в то время как обращений поступивших с сайта GOSUSLUGI.RU увеличилось на 28.8% (в 2020 году поступило 42 обращения). Из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области в 2020 году поступило 11 обращений.

Существенный удельный вес обращений граждан в 2021 году составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 795 обращений или 32.1% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 446 обращений (18% от общего числа обращений). Обращения граждан были связаны с вопросами сокрытия организациями доходов и завышение расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

По вопросам, касающимся применения контрольно-кассовой техники – 208 обращений (8.4% от общего числа). Заявители в большинстве своих обращений указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

По вопросу уклонения от налогообложения – 126 обращений (5.1% от общего числа обращений); обращения граждан были связаны с вопросами не отчисления НДФЛ и обязательных взносов по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества).

Также поступали обращения, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей – 15 обращений (0.6% от общего числа), которые включали в себя вопросы: о законности проведения в сети Интернет различного рода игр и лотерей.

Немалую часть поступивших обращений граждан составили обращения по вопросу налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 338 обращений или 13.7% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком уплаты фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в разных налоговых периодах. Просили дать разъяснения, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержали вопросы, администрирования имущественных налогов – 246 обращений или 10% от общего числа. Большая часть писем данной категории, касалась актуализации сведений об объектах налогообложения – 60 обращений (2.4% от общего числа), поступали обращения с заявлениями об уточнении данных по объекту движимого и недвижимого имущества в Интернет - сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». По вопросам исчисления и уплаты налога на имущество – 54 обращения (2.2% от общего числа), транспортного налога – 47 обращений (1.9% от общего числа) и земельного налога – 30 обращений (1.2% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 37 обращений (1.5% от общего числа), высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога и о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 18 обращений (0.7% от общего числа).

По вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков в 2021 году поступило 241 обращение (7.3% от общего числа). Заявители обращались с вопросами оформления документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также при прекращении деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Часть из которых отражали требования о прекращении неправомерных, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика

В 2021 году по вопросам, затрагивающим тему основания возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов поступило – 174 обращения или 7% от общего числа. В своих обращениях граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взыскание недоимки по страховым взносам, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды; задолженности по соответствующим пени и штрафам, а также несогласие с отражением информации о задолженности на сайте GOSUSLUGI.RU.

Актуальны для граждан вопросы обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 142 обращения или 5.7% от общего числа. Поступали жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера, часть обращений составляли жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Граждан интересовали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 130 обращений или 5.3% от общего числа. В своих обращениях заявители задавали ряд вопросов по применению специальных налоговых режимов в процессе ведения своей деятельности.

По вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 84 обращения (3.4% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 31 обращение или 1.3% от общего числа.

Кроме того, отдельные обращения содержали вопросы розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 30 обращений или 1.2% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации в Управление поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Москвы, Санкт-Петербурга и Ставрополь, Ленинградской, Московской, Ростовской, Свердловской, Тюменской областях, а также, Республик Башкортостан и Татарстан, Краснодарского и Пермского краев.

В приемные Управления в 2021 году обратилось 5 граждан, так как проведение личного приема граждан должностными лицами Управления, предусмотренное статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», временно приостанавливалось в связи с осложнением эпидемиологической обстановки и высоким риском распространения коронавируса COVID-19. Тем не менее, всем обратившимся гражданам должностными лицами были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменных ответов.

Все обращения, поставленные на контроль и направленные на исполнение в 2021 году, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы в 2021 году поступило 66146 обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 30.6% (в 2020 году поступило 95348 обращений).

Все обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Обращения граждан, поступившие в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области, поставленные на контроль рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.