Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 1 квартале 2022 года

Дата публикации: 19.05.2022 13:17

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в I квартале 2022 года на рассмотрении находилось 503 обращения граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 169 обращений (33.6% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 117 обращений (23.3% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 13 обращений (2.6% от общего числа), на бумажном носителе – 204 обращения (40.6% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2021 года общее количество поступивших обращений уменьшилось на 22.1% (в I квартале 2021 года поступило 646 обращений), через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 255 обращений (< 33.7%), по каналу системы электронного документооборота – 129 обращений (< 9.3%), на бумажном носителе – 251 (<18.7), в то время как с сайта GOSUSLUGI.RU поступило 11 обращений (> 15.4%).

Существенный удельный вес обращений граждан в I квартале 2022 года затрагивал тему контроля соблюдения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 155 обращений или 30.8% от общего числа. Большая часть из них касалась вопросов контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 72 обращения (14.3%). Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытие организациями доходов и завышение расходов, не удержание и неуплата НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплата неофициальной заработной платы – 31 обращение (6.2%).

По вопросам нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 46 обращений (9.1%).

4 обращения поступило (2.8%) по вопросу осуществления надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей.

Также поступило два обращения, касающиеся надзора в области нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Одновременно с этим, значительное количество писем Заявителей, отражали вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 99 обращений или 19.7% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка, а так же поступали вопросы по сокращению сроков проведения камеральных проверок налоговых деклараций.  Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.

В первом квартале 2022 года поступило значительное количество писем по вопросам государственной регистрации и учета
налогоплательщиков – 42 обращения или 8.3% от общего числа. У заявителей возникали вопросы государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также необходимых действий для прекращения ведения деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – 22 обращения (4.4%). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировании присвоенного идентификационного номера налогоплательщика – 20 обращений (4% от общего числа).

По вопросам основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 40 обращений или 8% от общего числа. Заявители обращали внимание на вопросы, связанные c: предъявлением необоснованных сумм задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов; со списанием в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности; отсутствием информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы администрирования имущественных налогов – 38 обращений или 7.6% от общего числа. По вопросу исчисления и уплаты транспортного налога – 15 обращений (3%), налога на
имущество – 11 обращений (2.2%), начисления и уплаты земельного налога – 6 обращений (1.2%). В текущем периоде заявители в своих обращениях сообщали об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете либо о повторных начислениях за прошедшие периоды, высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, и обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в сводном налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов – 6 обращений (1.2%).

Немалую часть в истекшем периоде составляли обращения по вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 22 обращения или 4.4% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Интересовали граждан вопросы осуществления возврата или зачета
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 27 обращений или 5.4% от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Вместе с тем поступали обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 16 обращений или 3.2 % от общего числа. В своих обращениях граждане интересовались следующими вопросами: порядком применения налога на профессиональный доход; порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалось: несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Деятельность арбитражных управляющих – 10 обращений или 2% от общего числа, по вопросам розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 3 обращения или 0.6% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан, проживающих на территории городов Москвы и Севастополь, Московской, Новосибирской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тульской и Тюменской областях, а так же Республик Башкортостан и Чувашия, Краснодарского, Пермского и Хабаровского краев. Кроме того поступали обращения от граждан, проживающих на территории стран Германия и Украина.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 614 обращений (с учетом обращений, поступивших в более ранний период). Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Общим отделом Управления в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области в первом квартале было направлено для рассмотрения одно обращение. Налоговым органом обращение было поставлено на контроль и исполнено в установленный законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в I квартале 2022 года поступило 16662 обращения граждан. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 13482 обращения (66.4% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2021 года общее количество обращений увеличилось на 4% (в I квартале 2021 года поступило 15989 обращений). Количество обращений, поступивших через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилось на 21.3% (в I квартале 2021 года поступило 10612 обращений).

Анализ тематики обращений граждан в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области в I квартале 2022 года показал, что значимой темой обращений являются вопросы: налогообложения доходов физических лиц – 4160 обращений или 25% от общего числа; задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 2000 обращений или 12% от общего числа, налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 1065 обращений или 6.4% от общего числа, администрирования имущественных налогов – 1032 обращения или 6.2% от общего числа.

Все обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области, в указанный период 2022 года поставленные на контроль, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.