Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в мае 2022 года

Дата публикации: 20.06.2022 09:12

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в мае 2022 года поступило 202 обращения граждан по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 60 обращений (29.7% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 4 обращения (2.1% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 63 обращения (33% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 44 обращения; на бумажном носителе – 75 обращений (39,3% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2021 года общее количество поступивших обращений уменьшилось на 9.4% (в мае 2021 года поступило 223 обращения), количество обращений, поступивших в электронном виде, уменьшилось на 43.4% (в мае 2021 года поступило 106 обращений), количество обращений, поступивших каналу системы электронного документооборота увеличилось на 55.6% (в мае 2021 года поступило 28 обращений), количество обращений, поступивших на бумажном носителе, увеличилось на 15.7% (в мае 2021 года поступило 89 обращений), с сайта GOSUSLUGI.RU в мае 2021 года писем не поступало.

Существенный удельный вес обращений граждан в мае 2022 года составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 62 обращения или 30.7% от общего числа. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытия организациями доходов и завышения расходов, неуплаты НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплаты неофициальной заработной платы.

16 заявителей указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Одновременно с этим, значительное количество писем составили обращения от граждан, содержащие вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 45 обращений или 22.3% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилого дома и земельного участка. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов.

В мае 2022 года по вопросам обжалования решений государственных органов и должностных лиц, споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц поступило 18 обращений или 9.4% от общего числа. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.

Остается значимой в обращениях заявителей тема возникновения задолженности по налогам и сборам – 16 обращений или 7.9% от общего числа. Заявители задавали вопросы, связанные c: предъявлением необоснованных сумм задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов; со списанием в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности; отсутствием информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Такое же количество обращений поступило по вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков. Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика – 13 обращений (6.8% от общего числа). Возникали вопросы по государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 3 обращения (1.5% от общего числа).

По вопросам администрирования имущественных налогов в текущем периоде поступило – 13 обращений или 6.8% от общего числа. Граждане обращались по вопросам уточнения сведений об объектах налогообложения в информационном ресурсе, а так же по вопросам исчисления и уплаты имущественных налогов (транспортного налога и налога на имущество).

Вместе с тем 10 обращений или 5% от общего числа поступило по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов. В своих обращениях граждане интересовались порядком применения налога на профессиональный доход; порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения и др.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалась: осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 7 обращений или 3.5% от общего числа; розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 1 обращение или 0.5% от общего числа.

В отчетном периоде поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Курской, Оренбургской, Свердловской и Тюменской областях, а так же Краснодарского края, Республики Чувашия.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.05.2022 по 31.05.2022, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

В территориальные налоговые органы в мае 2022 года поступило 5325 обращений, в том числе 3827 обращений, направленных через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2021 года общее количество поступивших обращений увеличилось незначительно, на шесть обращений (в мае 2021 года поступило 5319 обращений), обращений направленных через
интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 12.8% (в мае 2021 года поступило 3338 обращений).

В отчетном периоде текущего года ИФНС России по Калининскому и Центральному районам г. Челябинска, а так же Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области допущены случаи нарушения сроков по перенаправлению обращений граждан на исполнение в другие налоговые органы, всего 3 обращения (0.1% от общего числа). Указанные нарушения были допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.05.2022 по 31.05.2022, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.