Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в мае 2023 года

Дата публикации: 13.06.2023 10:46

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в мае 2023 года, на рассмотрении находилось 290 обращений граждан и организаций, в том числе 218 обращений физических лиц (75.2% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 72 обращения юридических лиц (24.8% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 118 обращений (40.7% от общего числа), с сайта
GOSUSLUGI.RU – 1 обращение (0.3% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 52 обращения (17.9% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 34 обращения; на бумажном носителе – 119 обращений (41% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 7.3% (в мае 2022 года поступило 202 обращения).

Существенный удельный вес писем в мае 2023 года составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 87 обращений или 30% от общего числа. Заявители в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытия организациями доходов и завышения расходов, не удержания и неуплаты НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплаты неофициальной заработной платы.

17 заявителей указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Также поступило 14 обращений, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей (распространение в сети Интернет онлайн-казино и азартных игр).

Одновременно с этим, значительное количество писем в Управление составили вопросы обжалования решений государственных органов и должностных лиц, споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц при рассмотрении обращения поступило – 46 обращений или 15.9% от общего числа. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 31 обращение или 10.7 % от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также обращались с вопросами возврата уплаченной государственной пошлины. Поступали заявления о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 776.

В мае 2023 года по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов поступило – 22 обращения или 7.6% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 21 обращение или 7.2% от общего числа. Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика – 10 обращений (3.4% от общего числа). Возникали вопросы государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств – 11 обращений (3.8% от общего числа).

По вопросам администрирования имущественных налогов в текущем периоде поступило – 17 обращений или 5.9% от общего числа. Заявители обращались по вопросам уточнения сведений об объектах налогообложения в информационном ресурсе, а так же по вопросам исчисления и уплаты имущественных налогов (транспортного налога и налога на имущество) и предоставления льгот.

Вместе с тем, в отчетном периоде поступали вопросы возникновения задолженности по налогам и сборам – 11 обращений или 3.8% от общего числа. Заявители обращали внимание на вопросы, связанные c: предъявлением необоснованных сумм задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов; со списанием в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности; отсутствием информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Такое же количество обращений поступило по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов. В своих обращениях граждане интересовались порядком применения налога на профессиональный доход; порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы и др.

Кроме того, отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, поступали по вопросам несостоятельности
(банкротства) – 7 обращений или 2.4% от общего числа; розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 4 обращения или 1.4% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Москвы и Санкт-Петербурга, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Костромской, Московской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Ульяновской областях, а так же Краснодарского края, Республик Башкортостан и Удмуртия, Ямало-Ненецкий АО.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.05.2023 по 31.05.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы в мае 2023 года поступило 6671 обращение, в том числе 4997 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 20.2% (в мае 2022 года поступило 5325 обращений), обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 23.4% (в мае 2022 года поступило 3827 обращений).

В отчетном периоде текущего года Межрайонными ИФНС России № 19 и 21 по Челябинской области, допущены случаи нарушения сроков по перенаправлению обращений гражданин на исполнение в другие налоговые органы, всего 8 обращений (0.1% от общего числа). Вместе с тем четыре нарушения были допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

В отчетном периоде текущего года Межрайонной ИФНС Росси № 22 по Челябинской области с нарушением установленного законодательством срока было рассмотрено одно обращение (0.2% от общего числа обращений поступивших в Инспекцию). Нарушение допущено по обращению, поступившему в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.05.2023 по 31.05.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.