Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в ноябре 2023 года

Дата публикации: 19.12.2023 15:58

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в ноябре 2023 года на рассмотрении находилось 661 обращение, в том числе 550 обращений физических лиц (83.3% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 111 обращений юридических лиц (16.7% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 372 обращения (56.3% от общего числа), через Платформу обратной связи – 1 обращение (0.2% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 115 обращений (17.4% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 89 обращений; на бумажном носителе – 173 обращения (26.2% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 59.5% (в ноябре 2022 года поступило 223 обращения).

Существенный удельный вес среди писем, поступивших в Управление в ноябре 2023 года, составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 112 обращений или 16.9% от общего числа. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытия получаемых доходов физическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании различного рода услуг. Неуплаты НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплаты неофициальной заработной платы организациями или работодателями, 16 обращений (2.4% от общего числа).

О нарушениях порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 25 обращений (3.8% от общего числа).

По вопросу надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей поступило 9 обращений (1.4% от общего числа), Заявители информировали о фактах  размещении в сети Интернет информации о проведении азартных игр.

Одновременно с этим, значительное количество писем в Управлении составили обращения, содержащие вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, доступа к персонифицированной информации о состоянии расчета с
бюджетом – 102 обращения или 15.4% от общего числа. Налогоплательщики обращали внимание на следующие вопросы: предъявление необоснованных сумм задолженности по уплате налогов и страховых взносов; отсутствие информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему; списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы, администрирования имущественных налогов – 98 обращений или 14.8% от общего числа. В текущем периоде налогоплательщики обращались по вопросам разъяснения исчисления и уплаты налога на имущество – 18 обращений (2.7% от общего числа), транспортного
налога – 11 обращений (1.7% от общего числа), земельного налога – 5 обращений (0.8% от общего числа). Сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов –  52 обращения (7.9% от общего числа). Кроме того, заявители, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 12 обращений (1.8% от общего числа).

Немалую часть составляли обращения по вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 70 обращений или 10.6% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.

В отчетном периоде поступали письма граждан и организаций, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 59 обращений или 8.9%. В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Обращались с вопросами уточнения сведений по идентификационному номеру налогоплательщика, в различных информационных ресурсах.

В ноябре 2023 года поступило значительное количество обращений по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 52 обращения или 7.9% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов.

По вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 43 обращения или 6.5% от общего числа

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, отражали вопросы, несостоятельности (банкротство) и финансовое оздоровление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Деятельность арбитражных управляющих – 32 обращения или 4.8% от общего числа, налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов поступило – 19 обращений или 2.9% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан и организаций, проживающих на территории города Москвы и Санкт-Петербурга, республик Мордовия и Чувашия, Кировской, Курганской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областях, а так же Пермского края и Ямало-Ненецкого АО.

В приемных Управления в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан, на который в ноябре 2023 года обратилось двое граждан. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения.

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 647 обращений (97.9% от общего числа), четырнадцать обращений при предварительном рассмотрении были квалифицированы как информационные письма, не требующие ответа.

Кроме того, на рассмотрении находилось еще 355 обращений граждан и организаций, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, всего на контроле находилось 1002 обращения.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.11.2023 по 30.11.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы Челябинской области
(далее – ТНО) в ноябре 2023 года поступило 8805 обращений, в том числе 6150 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 32.3% (в ноябре 2022 года поступило 5958 обращений), обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 40.4% (в ноябре 2022 года поступило 3665 обращений).

В отчетном периоде текущего года Межрайонными ИФНС России № 17, 22, 26, 27, 28, 29, 31, 32 по Челябинской области допущены случаи нарушения сроков по перенаправлению обращений граждан на исполнение в другие налоговые органы, всего 68 обращений (0,8% от общего числа). Вместе с тем 57 нарушений были допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.11.2023 по 31.11.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.