В Прокуратуре Челябинской области прошло рабочее совещание по вопросам выплаты зарплаты с участием сотрудников УФНС России по Челябинской области

Дата публикации: 20.07.2018 15:03

17 июля 2018 года в Прокуратуре Челябинской области под председательством заместителя прокурора области А. Н. Оборока прошло рабочее совещание по вопросам выплаты заработной платы.

В мероприятии приняли участие представители УФАС по Челябинской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, УФНС России по Челябинской области.

Участники обсудили вопросы эффективного межведомственного взаимодействия с целью снижения задолженности по заработной плате перед работниками организаций, находящихся в процедурах банкротства. Представителями участвующих в рабочей встрече структур предлагались возможные меры реагирования для повышения качества проведения проверок предприятий данной категории.

Повышение эффективности проведения процедур банкротства напрямую влияет на погашение задолженности по заработной плате, в связи с чем, необходим качественный контроль за деятельностью арбитражных управляющих.

Задолженность по заработной плате погашается в приоритетной очереди реестра требований кредиторов – второй (ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ). Данная задолженность погашается за счет денежных средств, поступающих в конкурсную массу должника от реализации имущества, в том числе обеспеченного залогом, взыскания дебиторской задолженности, оспаривания сделок должника, взыскания убытков с руководителей (учредителей) должников, привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Вместе с тем, погашение задолженности возможно только после полного формирования конкурсной массы должника, т.е. после проведения инвентаризации, оценки имущества, утверждения собранием кредиторов порядка продажи имущества и собственно реализации имущества на торгах, проведение всех претензионных и судебных процедур по дебиторской задолженности, получения судебных актов о взыскании имущества или денежных средств по итогам оспаривания сделок должника и пр. На проведение всех мероприятий конкурсного производства уходит значительное количество времени. Поэтому для быстрого и качественного проведения данных мероприятий необходим контроль со стороны кредиторов за деятельностью арбитражного управляющего.

Закон о банкротстве (ст. 143), обязывает конкурсного управляющего проводить ежеквартальные собрания кредиторов должника. При этом, в соответствии с положениями п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве представитель работников должника наделен правом на участие в собрании кредиторов без права голоса. Участие без права голоса не лишает представителя работников должника права получать информацию о ходе процедуры банкротства, о перспективах погашения задолженности, высказывать свои замечания и предложения по работе арбитражного управляющего. В целях использования работниками данного права, 29.06.2015 в Закон о банкротстве введена статья 12.1, которая обязала арбитражного управляющего проводить собрания работников должника за 5 дней до собрания кредиторов.

Также, в соответствии со ст. 35 Закона о банкротстве, представитель работников должника является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в связи с чем, имеет возможность принимать участие во всех судебных заседаниях в деле о банкротстве должника, а также направлять жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего в рамках ст. 60 Закона о банкротстве.

Кроме того, в Закон о банкротстве 29 июля 2017 года внесены изменения, а именно, введена Глава III.2, которая поменяла подход к привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Закон о банкротстве предусматривает возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне рамок дел о банкротстве, т.е. после прекращения процедуры банкротства в связи с недостаточностью имущества у должника для погашения текущих расходов и вознаграждения арбитражного управляющего либо после завершения конкурсного производства. То есть если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве направляется арбитражным управляющим от имени должника и в пользу всех кредиторов, то после прекращения дела о банкротстве данное заявление направляется кредитором самостоятельно. В соответствии с п. 4 ст. 61.14 Закона о банкротстве такое заявление может быть направлено работниками должника.

Таким образом, Законом о банкротстве предусмотрены инструменты, за счет которых работники могут получать необходимую информацию о ходе дела о банкротстве и оказывать влияние на процедуру банкротства для максимально быстрого погашения задолженности.

По данным налоговых органов по состоянию на 01.07.2018 задолженность по заработной плате, включенной во вторую очередь реестра требований кредиторов, имеют 87 из 824 организаций, находящихся в процедуре банкротства, что составляет 10,5 %. Задолженность по зарплате составляет 126 374 тыс. рублей. Из этой суммы 80 586 тыс. рублей заработной платы приходится на районы г. Челябинска, Сосновский район и г. Копейск.

По сравнению с 01.01.2018 произошло снижение задолженности по зарплате за 1 полугодие 2018 года как по количеству по 9 должникам, так и по сумме на 41 897 тыс. рублей.