Дата публикации: 15.05.2014 15:38 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
15 мая в Государственной Думе РФ состоялись публичные слушания на тему «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин, обращаясь к участникам заседания, подчеркнул, что «выработка оптимальной налоговой политики, позволяющей даже в непростых экономических условиях формировать доходы бюджета страны, невозможна без публичного обсуждения и учета различных мнений и оценок всех участников этого процесса».
Современные положения налоговой политики, которые готовятся Минфином России, позволяют ежегодно улучшать качество работы по налоговому администрированию. Так, в 2013 году ФНС России обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 3,4 % – 11,3 трлн рублей в условиях стагнации экономики, когда прирост ВВП в 2013 году замедлился до 1,3 %.
«За январь-апрель 2014 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 4,2 трлн рублей, что на 12,6% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Наблюдается положительная динамика налоговых платежей по всем видам налогов (налог на прибыль – 110,7%, НДС – 120,5%, НДФЛ – 107,3%, акцизы – 109,4%, НДПИ – 116,4%, имущественные налоги – 108,3%)», - заявил М.В. Мишустин.
По итогам 2013 года почти на треть снизилось количество выездных проверок, продолжает сокращаться количество жалоб налогоплательщиков-юридических лиц: в 2013 году на 7%, а за четыре года - в 1,5 раза. Нагрузка на судебную систему за эти годы снизилась в 1,4 раза. В то же время повысилась эффективность судебной работы налоговых органов. В 2013 году 72% сумм требований юридических лиц было рассмотрено судами в пользу бюджета, а всего несколько лет назад этот показатель не превышал 44%.
Улучшение качества налогового администрирования подтверждают и международные исследования. Согласно рейтингу Всемирного Банка в 2013 году Россия переместилась со 105 на 64 место в разделе «налоговое администрирование», а в 2014 году Всемирный Банк улучшил позицию России до 56 места в рейтинге.
Говоря об основных направлениях налоговой политики, М.В. Мишустин подробно остановился на необходимости введения в налоговое законодательство понятия «Личный кабинет налогоплательщика» и закрепления за ним статуса официального полноценного «канала связи» между налогоплательщиком и налоговым органом. Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» был введен в эксплуатацию в 2011 году. Сегодня широкими возможностями сервиса активно пользуются более 7,8 млн налогоплательщиков. В начале 2014 года заработал аналогичный сервис для юридических лиц.
«Это позволяет нам с уверенностью сказать, что принятие этой инициативы позволит значительно сократить время и снизить трудозатраты налогоплательщиков на взаимодействие с налоговыми органами; сократить издержки налогового органа на обработку и анализ документов и информации, поступающих от налогоплательщиков; а самое главное обеспечить качественный уровень налоговых услуг», - подчеркнул Михаил Мишустин.
Среди других инициатив, которые напрямую влияют на налоговое администрирование и которые поддерживает ФНС России, М.В. Мишустин отметил введение института налогового консультирования. По замыслу авторов проекта из Российского союза налогоплательщиков, налоговые консультанты должны предоставлять качественные, грамотные, доступные и материально гарантированные услуги всем желающим, а не только крупным компаниям.
Важной инициативой М.В. Мишустин назвал введение института предварительного налогового разъяснения (контроля), который, с одной стороны, позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, что сократит его налоговые риски, а, с другой стороны, позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика. Суть предварительного налогового разъяснения в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы.
«Также закрепление в налоговом законодательстве прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, а также механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-«однодневок» и уклонению от уплаты налогов и сборов», - подчеркнул руководитель ФНС России.
Говоря о введении новой формы налогового контроля – горизонтального мониторинга, подразумевающего расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, М.В. Мишустин отметил, что пилотный проект по горизонтальному мониторингу был запущен ФНС России в 2013 году: были заключены ряд соглашений об информационном взаимодействии между территориальными органами ФНС России и рядом крупнейших налогоплательщиков. Такой подход направлен, прежде всего, на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля - постоянным налоговым мониторингом.
В заключение М.В. Мишустин отметил, что публичное обсуждение государственной политики в области налогов и сборов является основой для формирования прогнозируемой и стабильной налоговой системы, инвестиционной привлекательности российской экономики и развития деловой среды.