Дата решения: 17.04.2023
Номер решения: БВ-4-9/4814@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 250 НК РФ
Вид налога: Налог на прибыль организаций
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Наличие оснований для признания кредиторской задолженности в составе доходов при исключении контрагента из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным пунктом 5 пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: включила в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности перед контрагентом, исключенным из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Позиция налогоплательщика: указал, что кредиторская задолженность контрагента не являлась безнадежным долгом, так как контрагент исключен из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, то есть по инициативе налогового органа, а не инициативе самого контрагента.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
Налоговым органом установлено, что у налогоплательщика в 2019 году образовалась кредиторская задолженность перед контрагентом. В 2021 году контрагент исключен из ЕГЮЛ по основанию, предусмотренному пунктом 5 пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.
На момент исключения контрагент обладал признаками недействующего лица (более года не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций по расчетным счетам).
Налоговый орган счел, что задолженность общества перед контрагентом не будет взыскана в связи с его исключением, и включил соответствующие суммы кредиторской задолженности в состав доходов.
ФНС России по результатам рассмотрения жалобы пришла к выводу о том, что периодом, в котором следует отражать кредиторскую задолженность для целей бухгалтерского и налогового учета, признается тот период, в котором наступает событие, связанное с моментом прекращения обязательства.
Пунктом 3 статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пунктом 9 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 № 305-ЭС20-16189.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
На основании статьи 419 ГК РФ по общему правилу обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).
Учитывая изложенное, ФНС России признало обоснованным вывод налогового органа о том, что его обязательство перед контрагентом прекращено, и возникли основания для включения кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов.
Решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.