Дата публикации: 25.09.2023 13:00
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
«Отвечая на сегодняшние экономические вызовы, Служба продолжает технологическую трансформацию, ежегодно адаптируя новые технологические решения и встраивая их в процессы налогового администрирования. Она работает в быстроменяющейся экономической ситуации, связанной с нарастающими санкциями, волатильностью мировой конъюнктуры, перестройкой логистических цепочек. Но одновременно мы наблюдаем рост внутреннего производства, формирование новых кооперационных цепочек, переориентацию многих компаний на рынки восточных стран. В этих условиях Служба обеспечивает позитивную динамику налоговых поступлений, особенно в части ненефтегазовых доходов», - сообщил руководитель ФНС России Даниил Егоров на расширенном заседании коллегии ведомства.
Так, за восемь месяцев 2023 года в бюджетную систему РФ поступило 29,4 трлн рублей с ростом в 2,4 трлн рублей, или 9%, к январю-августу 2022 года. Ненефтегазовые доходы выросли на 12%, или почти 2 трлн рублей, и составили 17,7 трлн рублей. Их доля в общем объеме доходов консолидированного бюджета РФ выросла на 7 п.п. к январю-августу 2022 года (с 73 до 80%). Из них:
- 5,3 трлн рублей поступило по налогу на прибыль с ростом на 11% (+0,5 трлн рублей),
- 3,9 трлн рублей - по НДФЛ с ростом на 12% (+0,4 трлн рублей),
- 4,5 трлн рублей - по НДС с ростом на 15% (+0,6 трлн рублей).
В консолидированные бюджеты регионов поступило 10,7 трлн рублей, что на 12%, или на 1,2 трлн рублей, больше аналогичного периода прошлого года. Плановые показатели бюджетов субъектов РФ превышены на 12%.
ФНС России продолжает создавать прозрачные условия для ведения бизнеса и снижать издержки на выполнение налоговых обязательств для всех категорий предпринимателей. По итогам первого полугодия 2023 года завершено 2,8 тыс. выездных налоговых проверок, что в два раза меньше, чем 5,5 тыс. проверок в первом полугодии 2022 года. В среднем выездные проверки проводятся в отношении одного налогоплательщика из тысячи зарегистрированных, а по применяющим специальные налоговые режимы – одного из 10 тыс.
Кроме того, по итогам первого полугодия 2023 года в результате добровольного уточнения налоговых обязательств в бюджет дополнительно поступило 100 млрд рублей, что составляет 54% общей суммы по результатам контрольно-аналитической работы (182 млрд рублей).
Применение риск-ориентированного подхода в контрольной работе позволило сократить число запрашиваемых у налогоплательщиков документов. Теперь они запрашиваются у налогоплательщиков однократно и в исключительных случаях. Это позволило в 2022 году почти на 25% сократить их количество - с 8,1 до 6,1 млн ед., а за первое полугодие 2023 года еще на 24% - с 3,7 до 2,8 млн ед. «Мы эту работу и дальше будем продолжать, чтобы вовлекать плательщиков в контрольные процедуры только в случае крайней необходимости», - подчеркнул Даниил Егоров.
Он также сообщил, что процесс перехода на новый тип расчетов с бюджетом с помощью ЕНС завершился. Так, ФНС России фиксирует снижение числа транзакций по платежам в бюджет в 1,7 раза, сумма невыясненных платежей снизилась почти в 24 раза (с 612 млрд рублей невыясненных платежей к 25 сентября 2022 году до 25,9 млрд рублей на сегодня), срок возврата средств налогоплательщикам сократился в пять раз. Кроме того, ведомство стабилизировало и подготовило данные ЕНС для передачи крупнейшим разработчикам учетных систем, чтобы бухгалтерское сообщество могло видеть данные в удобной ему системе. Это не подразумевает отказа от привычных путей передачи данных, но упростит пользование ими.
ФНС России продолжает делиться с иностранными коллегами опытом цифровой трансформации налогового администрирования не только в ходе двусторонних визитов, но и путем технического содействия. Так, в начале года под эгидой Минфина России были заключены соглашения об оказании технической помощи с Таджикистаном и Киргизией на разработку систем налогового администрирования в части НДС, контрольно-кассовой техники, режима самозанятых, а также фирменного стиля.
С 31 января 2023 года заработала интегрированная система администрирования косвенных налогов Союзного государства, разработанная российской и белорусской сторонами. Она позволит обеспечить единые правила расчета налоговых разрывов в цепочке хозяйственных операций на его территории, выстроить цепочки формирования добавленной стоимости, автоматизировать суждение обо всех рисковых зонах, а также упростить процедуры для добросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, между Россией и Арменией реализуется уже второй этап пилотного проекта по обмену электронными товаросопроводительными документами. Он используется при трансграничной торговле между хозяйствующими субъектами стран с применением механизма доверенной третьей стороны.
Даниил Егоров отдельно отметил сокращение сроков проверки деклараций 3-НДФЛ и предоставления налоговых вычетов. Так, за счет оптимизации организационных процессов и доработки программного обеспечения средний срок камеральной проверки за восемь месяцев 2023 года уменьшился с 41 до 20 дней (при этом предельный срок по НК РФ - 90 дней). В отношении упрощенных инвестиционных и имущественных вычетов по НДФЛ он сократился с 13 до пяти дней. При этом количество заявлений увеличилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (571 тыс. и 214 тыс. соответственно). Продолжает расти и доля таких вычетов: инвестиционных с 38 до 60%, имущественных с 2 до 7%. Следующий этап — социальные вычеты. В следующем году ФНС России начнет получать данные от организаций здравоохранения, учебных заведений и фитнес-центров, что позволит быстро заполнять необходимые данные и оперативно предоставлять вычеты на лечение, обучение, спорт и др. налогоплательщикам.
В заседании также приняли участие председатель комитета Совета Федерации по бюджету и Финансовым рынкам Анатолий Артамонов, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин, ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев, главы территориальных налоговых органов.