Дата решения: 30.01.2020
Номер решения: КЧ-4-9/1546@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 427 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов участников свободной экономической зоны Республики Крым
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Налогоплательщиком были неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, не осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и не занятым в видах деятельности, предусмотренных Инвестиционной декларацией и договорами о предоставлении персонала для других юридических лиц.
Инспекцией было установлено, что в рамках договоров, заключенных с юридическими лицами о предоставлении персонала часть работников, направленных проверяемым налогоплательщиком для выполнения работ являлись сотрудниками юридических лиц, с которыми и был заключен отмеченных договоров. В связи с этим Инспекция пришла к выводу, что в отношении данных работников Налогоплательщиком не оказывались услуги, предусмотренные группировкой 74.50 «Найм рабочей силы и подбор персонала».
Позиция налогоплательщика: Налогоплательщиком выполнены все требования законодательства для применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат части сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в рамках договоров с другими юридическими лицами.
В связи с тем, что юридическими лицами, с которыми были заключены договорам о предоставлении персонала, была проведена реорганизация штатной структуры, (часть персонала компаний сокращена), функции, исполняемые бывшими работниками, были переданы подрядным организациям.
Налогоплательщик считает, что налоговым органом не верно сделан вывод о том, что часть работников, направленных проверяемым налогоплательщиком для выполнения работ являлись сотрудниками юридических лиц, в связи с тем, что были сравнены данные налоговых агентов по справкам о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. При этом налоговым органом не было проведено никаких дополнительных мероприятий налогового контроля – допросов сотрудников, выставления требований о представлении документов и пояснений.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 420 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 1 статьи 425 Кодекса установлено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 427 Кодекса для плательщиков, указанных в пункте 1 статьи 427 Кодекса, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов.
В частности, подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса установлено, что для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 статьи 427 Кодекса, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Как следует из пункта 3 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 Кодекса, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 статьи 427 Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 427 Кодекса.
Пунктом 10 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника СЭЗ, резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.
В соответствии со статьей 8 Закона № 377-ФЗ СЭЗ - территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Как следует из пункта 1 статьи 12 Закона № 377-ФЗ в СЭЗ может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений Закона № 377-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом № 377-ФЗ.
Согласно подпунктам 1, 2, 3 и 6 пункта 3 статьи 13 Закона № 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать сведения о цели инвестиционного проекта; видах деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Закона № 377-ФЗ; технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы; осуществлении реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Как следует из пункта 21 статьи 13 Закона № 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Пунктом 22 статьи 13 Закона № 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) деятельность, не предусмотренная договором об условиях деятельности в СЭЗ, может осуществляться участником СЭЗ в СЭЗ без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Учитывая изложенное, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 427 Кодекса, организация - участник СЭЗ вправе применять только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Общество состоит на налоговом учете в ИФНС России c 08.07.2015, обособленные подразделения отсутствуют.
На основании свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников СЭЗ от 30.11.2015 Общество получило статус участника СЭЗ в соответствии с Законом № 337-ФЗ.
10.12.2018 и 31.01.2019 Налогоплательщиком в Инспекцию представлены Расчеты за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год, соответственно, в которых применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат 4540 сотрудникам (за 9 месяцев 2018 года) и 6980 сотрудникам (за 2018 год).
Вместе с тем, в ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено следующее.
Как следует из пункта 1.1 инвестиционной декларации Обществом от 04.08.2015 (далее – Инвестиционная декларация), целью проекта является создание компании, оказывающей услуги аутстаффинга.
Также в пункте 1.1 указано, что Налогоплательщик планирует приобретение офисного помещения площадью не менее 40 квадратных метров.
Согласно пункту 1.2. Инвестиционной декларации в рамках реализации инвестиционного проекта Общество осуществляет вид деятельности, предусмотренный ОКВЭД 74.50 «Найм рабочей силы и подбор персонала».
В соответствии с пунктом 1.3 Инвестиционной декларации средняя численность работников Общества с момента регистрации составляет 5 человек.
Пунктом 1.5 Инвестиционной декларации предусмотрено создание до 180 рабочих мест в рамках инвестиционного проекта, из них, согласно пункту 1.6 Инвестиционной декларации управленческий персонал (руководитель, бухгалтерский персонал, специалисты по подбору персонала) – 5-8 человек, руководители и специалисты среднего звена (мастера, прорабы) – 3-5 человек, ИТР (инженеры, технологи) – 3-5 человек, рабочие – около 100 человек, к 1 полугодию 2018 года численность рабочих предполагается увеличить до 180-200 человек.
Рабочие специальности, квалификация, опыт работы определяются по согласованию с компанией, пользующейся услугами аутстаффинга.
Между Обществом (Участник) и Министерством экономического развития Республики Крым (Уполномоченный орган) заключен Договор , предметом которого является осуществление Участником предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ в соответствии с условиями Договора , с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а именно: найм рабочей силы и подбор персонала (код ОКВЭД 74.50).
Согласно пункту 2.3.1. Договора Участник обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную данным договором, на территории СЭЗ.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Договора Участник имеет право осуществлять деятельность на территории СЭЗ, предусмотренную данным договором, с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.
На основании пункта 2.4.2 Договора Общество вправе осуществлять и иную деятельность в свободной экономической зоне, не предусмотренную данным Договором. К такой деятельности не применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.
Таким образом, из Инвестиционной декларации и Договора следует, что инвестиционный проект реализуется Заявителем на территории Республики Крым и подразумевает создание штата сотрудников в количестве не более 180 человек.
Как следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, группировка 74.50 «Найм рабочей силы и подбор персонала» включает:
- поиск персонала, отбор кандидатов и распределение по местам работы;
- поиск и трудоустройство высококвалифицированных кадров;
- деятельность по найму временной рабочей силы: обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу.
В ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что Обществом (Исполнитель) заключен договор о предоставлении труда работников (персонала) от 05.05.2017 с Обществом 1 (Заказчик) и договор возмездного оказания услуг по подбору и предоставлению труда работников (персонала) от 29.04.2016 с Обществом 2 (Заказчик).
В соответствии с пунктом 2.1 договора с Обществом 1 Исполнитель обязуется направить временно своих работников с их согласия к Заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с Исполнителем.
Согласно пункту 4.1 указанного договора Заказчик уведомляет Исполнителя о намерении воспользоваться услугами по предоставлению персонала путем направления Исполнителю письменной заявки на предоставление персонала. В заявке Заказчик указывает информацию о своей нуждаемости в работниках, обладающих определенными профессиональными способностями, включая количество работников, требования к их профессиональным способностям, условия и режим труда, место и срок выполнения работы.
Как следует из пункта 2.1 договора с Обществом 2, Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по поиску, подбору и предоставлению персонала для обеспечения исполнения функций, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) Заказчика, а Заказчик принимать и оплачивать такие услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора предоставление персонала производится Исполнителем путем направления работников в распоряжение Заказчика. До предоставления персонала Исполнитель письменно сообщает Заказчику персональные сведения о предоставляемых работниках – фамилии, имена, отчества работников, сведения об их профессиональных способностях и иные сведения, исходя из заявки Заказчика.
В ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что часть работников, направленных Обществом для выполнения работ у Заказчиков как сотрудники Заявителя, являлись сотрудниками Общества 1 и Общества 2 до заключения договоров от 05.05.2017 и от 29.04.2016 с Заявителем.
Довод Общества о том, что по указанным договорам осуществляет деятельность по найму временной рабочей силы опровергается материалами камеральной налоговой проверки.
Так, в пункте 1.7 трудовых договоров работников указано, что они заключены на неопределенный срок, согласно дополнительным соглашениям к трудовым договорам работники направляются для выполнения работ на объект без указания срока.
В договоре от 05.05.2017, заключенном между Налогоплательщиком и Обществом 1 не указан срок действия.
Согласно пункту 13.1 договора от 29.04.2016, заключенного между Налогоплательщиком и Обществом 2, указанный договор действует до 31.12.2016. В случае, если ни одна из Сторон Договора не заявит о его расторжении за 30 (тридцать) календарных дней до окончания срока действия Договора, Договор считается пролонгированным на следующий календарный год на согласованных условиях.
При этом, информация о расторжении данного договора и/или заключения между Налогоплательщиком и Обществом 1 нового договора Заявителем в Инспекцию не представлена.
Таким образом, в отношении данных работников Обществом не оказывались услуги, предусмотренные группировкой 74.50 «Найм рабочей силы и подбор персонала».
Кроме того, как следует из Решения и не опровергается в жалобе Обществом, данные сотрудники осуществляли трудовую деятельность за пределами Республики Крым.
Допрошенный в качестве свидетеля ФЛ 1 (сотрудник Налогоплательщика) показал, что в офисном помещении Общества постоянно находятся не более 2 человек, при этом в штате состоит более 1000 сотрудников.
С учетом изложенных обстоятельств Федеральная налоговая служба признает обоснованным вывод Инспекции и Управления о неправомерном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, не осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и не занятых в видах деятельности, предусмотренных Инвестиционной декларацией и Договором.
В части довода Заявителя о том, что Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки не провела никаких дополнительных мероприятий налогового контроля (допросов сотрудников, выставления требований о представлении документов и пояснений) ФНС России сообщает, что положениями главы 14 Кодекса предусмотрено право налогового органа, проводящего налоговую проверку, самостоятельно определять перечень мероприятий, имеющих значение для осуществления налогового контроля.
Иные доводы Общества, приведенные в жалобе, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобы Налогоплательщика без удовлетворения.