Письмо от 14.08.2024 № СД-4-21/9306@

О применении особенностей определения налоговой базы по земельному налогу для налогового периода 2023 года в случае изменения характеристик земельного участка

Номер: СД-4-21/9306@
Дата письма: 14.08.2024
Дата публикации: 15.08.2024
Категория (тематика) письма: Земельный налог
Теги: Статья 391 НК РФ, Статья 396 НК РФ


Вопрос: О применении особенностей определения налоговой базы по земельному налогу для налогового периода 2023 года в случае изменения характеристик земельного участка

Ответ:

В связи с поступающими в Федеральную налоговую службу обращениями (в т.ч. письма УФНС России по Новгородской области от 30.07.2024 № 2.6-13/22349@ и УФНС России по Ульяновской области от 30.07.2024 № 12-16/46713@), касающимися сообщений налоговых органов об исчисленных суммах земельного налога с учетом особенностей определения налоговой базы для 2023 года, информируем.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), если иное не установлено указанным пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.

В свою очередь, абзацем восьмым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса установлено, что налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

К особенностям определения налоговой базы относятся положения абзаца первого пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса, согласно которым изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и указанным пунктом.

В частности, пунктом 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельного участка применяются со дня внесения в ЕГРН сведений, повлекших за собой изменение кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона № 237-ФЗ в связи с изменением характеристик земельного участка (в т.ч. категория земель, значение площади и описание местоположения границ, разрешенное использование), далее – изменение кадастровой стоимости.

Для налогового периода 2023 года действуют положения пункта 7.1 статьи 396 Налогового кодекса, согласно которым в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса.

По вопросу о понятии «изменение характеристик земельного участка» до налоговых органов письмом ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/13673@ доведены разъяснения Росреестра (письмо от 20.10.2023 № 13-9712-АБ/23).

В связи с изложенным, полагаем, что если в течение 2023 года произошло изменение кадастровой стоимости по основаниям, указанным в статье 16 Закона № 237-ФЗ, порядок определения налоговой базы, установленный абзацем восьмым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса, применяется с учетом особенностей, предусмотренных абзацем первым пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса, в частности:

в случае, если кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года, до внесения в ЕГРН сведений, повлекших за собой изменение кадастровой стоимости такого земельного участка в течение 2023 года, т.е. до начала применения особенностей определения налоговой базы в соответствии с абзацем первым пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса. При этом применяется порядок исчисления земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в соответствии с пунктом 7.1 статьи 396 Налогового кодекса.

Вышеуказанная позиция ФНС России поддержана Минфином России (письмо от 13.08.2024 № 03-05-04-02/75887).

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих контроль за правильностью и полнотой исчисления земельного налога, сопровождение деятельности по рассмотрению жалоб и судебному представительству налоговых органов.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

 

Приложение: на 1 листе в каждый адрес.

 

 

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин