Дата публикации: 02.12.2021 09:30 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
2022 год станет переходным периодом в рамках реформы электронной подписи и введения машиночитаемых доверенностей. Об этом заявил начальник Управления электронного документооборота ФНС России Федор Новиков. На протяжении всего переходного периода можно будет применять сертификаты электронных подписей на сотрудников компаний без необходимости формирования и направления машиночитаемой доверенности.
Он добавил, что совместно с бизнесом также подготовлены точечные правки в закон об электронной подписи. Они призваны устранить ряд ограничений в отношении вопросов доверия, использования автоматизированных электронных подписей и признания электронных подписей иностранных государств.
Для создания инфраструктуры применения машиночитаемых доверенностей ФНС России еще в сентябре 2021 года запустила эксперимент на базе распределенного реестра. «Эта технология позволяет оперативно уведомлять всех участников сети об изменениях, происходящих с доверенностью, и не прикладывать саму доверенность к каждому документу. В эксперименте в качестве владельцев узлов принимают участие операторы электронного документооборота, банки, электронная торговая площадка и Федеральное казначейство. Создание сети позволит не только обеспечить оперативность получения информации, но и сформирует единую технологию проверки полномочий подписанта», - пояснил Федор Новиков.
В следующем году планируется создать институт операторов электронного документооборота, определить правила хранения, конвертации электронных документов, а также создания электронной копии бумажного документа. Также продолжатся работы по утверждению форматов востребованных бизнесом документов. Сеть обмена машиночитаемыми доверенностями будет пополняться участниками с последующим внедрением в промышленную эксплуатацию.
Концепция развития электронного документооборота была утверждена в конце 2020 года. За это время ФНС России совместно с представителями бизнеса и иными органами власти разработаны три документа. Их объединяет одна цель – сформировать для участников процесса понятные правила работы с электронными документами. В разработанных документах описаны процессы создания новых форматов, передачи электронных документов между контрагентами и взаимодействия между собой операторов электронного документооборота. Ознакомиться с документами можно на страничке проекта.
В 2021 году введены в эксплуатацию два сервиса для расчета экономического эффекта и по выбору сценария при внедрении ЭДО в компании. До конца года планируется запустить еще один - по визуализации электронных документов. Его целевой аудиторией станут небольшие компании, которые не имеют собственных программных средств, добавил Федор Новиков.
Отдельный сервис разработан для операторов электронного документооборота. Он должен помочь им решить вопрос взаимодействия друг с другом.
«Большая работа ведется по разработке и утверждению форматов электронных документов. Уже используется формат электронной доверенности при взаимодействии с налоговыми органами. В ближайшее время планируются к утверждению форматы договора, транспортной накладной, заказа-наряда, сопроводительной ведомости, акта сверки и еще ряда документов. Это позволит компаниям автоматизировать большее число своих процессов, что снизит затраты на их сопровождение и повысит скорость принятия решения», - пояснил представитель ФНС России.