Дата публикации: 15.12.2013 09:00 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Заместитель Руководителя ФНС России Н.С. Завилова рассказала о ситуации, складывающейся с поступлением налога на добавленную стоимость в текущем году.
Она обратила особое внимание на то, что на оценку поступлений НДС, которые в 2013 году составили почти 1,9 трлн рублей, существенное влияние оказали ряд факторов. И прежде всего, это невысокие темпы роста экономики: темп роста ВВП России за 2013 год снизился с 3,4% до 1,8%; прибыль прибыльных предприятий в январе-августе 2013 года снизилась на 8,9% .
Вместе с замедлением оборотов компаний серьезное давление на снижение поступления НДС в текущем году оказывает рост налоговых вычетов за счет реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
Здесь Н.С. Завилова остановилась отдельно. Так, по ее словам, уже с 2012 года наметилась тенденция роста налоговых вычетов в рамках реализации инвестиционных проектов. В 2013 году рост указанных вычетов продолжается и оказывает существенное влияние на налоговые поступления и формирование бюджетных показателей.
Проекты, по которым налогоплательщиками предъявляются налоговые вычеты в текущем году, носят в основном, долгосрочный характер. Многие из них запущены около 10 лет назад. Например: реконструкция линейной части системы газопроводов Ухта - Торжок в 2002 году; строительство Северо-Европейского газопровода; участок Грязовец - Выборг в 2005 году.
Как показывает анализ, вычеты предъявляются не пропорционально инвестициям в отчетном периоде. Крупнейшие налогоплательщики, как правило, предъявляют вычеты со значительным лагом во времени, вызванным необходимостью сбора большого количества первичных документов по разветвленной сети холдинговой структуры, как по завершенным объектам, так и по отдельным этапам.
По данным заместителя Руководителя ФНС России, прогнозируемый объем таких вычетов в 2013 году составит около 1,5 трлн. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2012 году. Наибольшие суммы заявлены компаниями с государственным участием газовой, нефтяной отрасли и связи.
Масштабность реализуемых проектов в текущем году и существенная величина предъявленных к возмещению налоговых вычетов, потребовала принятия конкретных мер, позволяющих иметь налоговым и финансовым органам полную информацию о планируемых этапах реализации инвестиционных программ (проектов) и влиянии на налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Н.С. Завилова пояснила, что в соответствии с поручением Президента РФ о подготовке предложений по обеспечению прозрачности деятельности акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, реализующих инвестиционные проекты, и смягчения последствий для бюджетной системы от применения налоговых вычетов и возмещения из бюджета НДС при реализации инвестиционных программ, ФНС России подготовила проект распоряжения Правительства РФ о представлении госкомпаниями и госкорпорациями уведомления о планируемых к уплате (возмещению) суммах налога на добавленную стоимость в текущем и следующем отчетном периоде и влияющих на них факторах.
Проект распоряжения и форма уведомления неоднократно обсуждались совместно с заинтересованными министерствами – Минфином России и Минэкономразвития России и компаниями.
21 ноября 2013 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 2141-р по указанному вопросу. В соответствии с распоряжением налогоплательщики теперь будут представлять в налоговые органы по месту учета информацию о планируемых к уплате (возмещению) суммах налога на добавленную стоимость на текущий и очередной финансовый год (в разбивке по кварталам) ежегодно два раза в год 1 марта и 1 августа.
Указанные сроки обусловлены и взаимоувязаны со сроками составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, устанавливаемые Правительством РФ.
Информация, представляемая налогоплательщиками, включает в себя характеристику реализуемых программ по срокам, объемам денежных средств выделенных и освоенных на отчетный момент, степени влияния на поступления (возмещения) налога, как по каждому инвестпроекту, так и в целом по госкомпании и госкорпорации.
Таким образом, пояснила Н.С. Завилова, налогоплательщик готовит информацию как по планируемым к уплате (возмещению) суммам налога на добавленную стоимость, так и по влияющим на них факторам: изменение начислений по налогооблагаемым объектам, налоговые вычеты, связанных с реализацией инвестиционных программ, в том числе изменение структуры товарных потоков, объемов реализации, цен реализации, влияние законодательства и др.
Данное распоряжение необходимо не только чиновникам, но и государственным компаниям и государственным корпорациям. Оно позволяет государственным компаниям и государственным корпорациям совместно с дочерними компаниями анализировать и систематизировать ситуацию внутри холдинговых структур с налоговыми вычетами по инвестиционным программам, которые накоплены за ряд лет в ходе крупномасштабных строек.
По мнению Н.С. Завиловой, в то же время указанная информация позволит видеть компаниям все аспекты, связанные с реализацией программ (проектов), и будет способствовать более прозрачной их деятельности в рамках реализации указанных программ, а для налоговых и финансовых органов - повысит качество анализа и прогнозирования доходов бюджетной системы Российской Федерации.