ENG

Обзор работы с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Саратовской области за 2023 год

Дата публикации: 09.02.2024 08:00

В  2023 году в налоговые органы Саратовской области поступило на рассмотрение 68801 обращение граждан и организаций, в том числе:  

  • 4415 – в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее – Управление);  
  • 64386 – в Межрайонные ИФНС России по Саратовской области (далее – Инспекции).

По сравнению с 2022 годом количество обращений увеличилось на 41,9 % (в 2022 году в налоговые органы Саратовской области поступило на рассмотрение 48502 заявления налогоплательщиков, в том числе 2209 – в Управление, 46293 – в Инспекции).

Около 75,7 % от общего количества поступивших обращений составили Интернет-обращения (52071):

  • 1366 интернет-обращений, поступивших в Управление через Интернет-сервис «Обратиться в ФНС России»;
  • 350 интернет-обращений, поступивших в Управление через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;
  • 96 интернет-обращений, поступивших в Управление через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»;
  • 25 интернет-обращений, поступивших в Управление через Интернет-сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя»;
  • 17 интернет-обращений, поступивших в Управление с сайта GOSUSLUGI.RU;
  • 2 интернет-обращения, поступивших в Управление через Интернет-сервис «ГП3»;
  • 34979 интернет-обращений, поступивших в Инспекции через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;
  • 6714 интернет-обращений, поступивших в Инспекции  через Интернет-сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя»;
  • 4632 интернет-обращения, поступивших в Инспекции через Интернет-сервис «Обратиться в ФНС России»;
  • 2633 интернет-обращения, поступивших в Инспекции через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»;
  • 1257 интернет-обращений, поступивших в Инспекции  через Интернет-сервис «ГП3».

Анализ писем и заявлений граждан и организаций, поступивших в 2023 году в Управление (4415), показывает, что наибольшую часть обращений составляли вопросы возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов - 698 обращений (15,8 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Управление). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, значительно увеличилось (в 2022 году поступило 218 обращений).

Весомую долю обращений налогоплательщиков составляли заявления по вопросам администрирования имущественных налогов – 413 обращений (9,4 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Управление). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, увеличилось на 27,9 % (в 2022 году поступило 323 обращения).

Существенный удельный вес составили обращения по вопросам контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами  – 356 обращений (8,1 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Управление). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, увеличилось на 37,5 % (в 2022 году поступило 259 обращений).

Анализ писем и заявлений граждан, поступивших в 2022 году в Инспекции (64386), показывает, что наибольшую часть обращений налогоплательщиков составляли заявления по вопросам администрирования имущественных налогов – 11684 обращения (18,1 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Инспекции). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, увеличилось на 54 % (в 2022 году поступило 7592 обращения).

Значительное количество обращений граждан и организаций составляли вопросы осуществления возврата или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, взносов, пеней, и штрафов – 10154 обращения (15,8 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Инспекции). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, увеличилось  на 82,3 % (в 2022 году поступило 5570 обращений).

Большое количество обращений затрагивало вопросы возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 8967 обращений (14 % от общего числа обращений, поступивших на рассмотрение в Инспекции). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений, по указанной тематике, увеличилось на 41,3 % (в 2022 году поступило 6344 обращения).

Все обращения граждан были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращения (жалобы) налогоплательщиков на акты ненормативного характера, а также действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов рассматривались в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (налоговые споры), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",  КоАП РФ.

В 2023 году Управлением и Инспекциями исполнено 68269 обращений, со сроком исполнения с 01.01.2023 по 31.12.2023.

Помимо письменных обращений, граждане приходили на личный прием. Так, в 2023 году в налоговых органах Саратовской области было принято 274 гражданина (116 – в Управлении, 158 – в Инспекциях), из них:

  • руководителем Управления 41 гражданин принят в Управлении и 14 граждан в приемной Президента Российской Федерации в Саратовской области;
  • 61 гражданин был  принят заместителями руководителя Управления;
  • 158 граждан было принято начальниками Инспекций и их заместителями.

Всем заявителям в ходе приема были даны исчерпывающие разъяснения.