Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.
Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:
- выигрыша;
- платы за проведение азартных игр;
- пари.
Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.
По своей сути данный налог не что иное, как одна из разновидностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).
С 1 июля 2009 года вне специально созданных игорных зон (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область) азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Все остальные игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах (
Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ).
Плательщики и объект налогообложения
^К началу страницы
Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ)
Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):
- игровой стол;
- игровой автомат;
- процессинговый центр тотализатора;
- процессинговый центр букмекерской конторы;
- пункт приема ставок тотализатора;
- пункт приема ставок букмекерской конторы.
Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями. С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.
Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.
Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.
Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.
Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции по месту установки не позднее чем за 2 рабочих дня до даты его установки.
Регистрация игрового оборудования или пункта приема ставок проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательным ой получением выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Любое изменение количества объектов необходимо также зарегистрировать в налоговых органах не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Игровое оборудование считается зарегистрированным или выбывшим начиная с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации или заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.
Налоговые ставки
^К началу страницы
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):
Предельные размеры налоговых ставок:
Наименование объекта налогообложения | Минимальная ставка (руб.) | Максимальная ставка (руб.) |
игровой стол | 50 000 | 250 000 |
игровой автомат | 3 000 | 15 000 |
процессинговый центр букмекерской конторы | 50 000 | 250 000 |
процессинговый центр тотализатора | 50 000 | 250 000 |
процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора | 2 500 000 | 3 000 000 |
процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы | 2 500 000 | 3 000 000 |
пункт приема ставок тотализатора | 10 000 | 14 000 |
пункт приема ставок букмекерской конторы | 10 000 | 14 000 |
В тех субъектах, где ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.
В настоящее время в России функционируют четыре действующие игорные зоны, которыми являются:
Налоговая база
^К началу страницы
Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов.
Порядок исчисления налога
^К началу страницы
Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога равна произведению налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставке налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Налог=Кол-во объектов
налогообложения*Ставка
налога
Этой же статьей предусмотрены особенности исчисления налога для игровых столов с двумя и более игровыми полями. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.
Пример расчета налога с игровым столом, имеющим более 1 игрового поля
Например, при наличии у организации 3 игровых столов с двумя игровыми полями на каждом, а также 10 игровых автоматов, расчет суммы налога за месяц будет следующим:
Налог=
6*125000
+10*7500
=825 000 рублей
Период
^К началу страницы
Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц ( ст.368 НК РФ).
Также предусмотрены случаи, когда применяется 1/2 ставки налога. Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа (включительно) выбыл старый. При этом объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
Пример расчета налога при изменении количества объектов налогообложения:
Ситуация: Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)
до 15 числа
Применяется обычная ставка налога
после 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
Ситуация: Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)
до 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
после 15 числа
Применяется обычная ставка налога
Оплата налога и представление отчетности
^К началу страницы
Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( см. ст. 371 НК РФ).
Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).
Порядок и сроки предоставления налоговой декларации
Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется налогоплательщиком в налоговую инспецию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).
Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.
В соответствии со ст. 80 НК РФ декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Форма налоговой декларации
Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
Код формы отчетности по классификатору налоговой документации (КНД) равен 1152011.
Контрольные соотношения к налоговой декларации
Все декларации на стадии камеральной налоговой проверки анализируются на выполнение утвержденных контрольных соотношений: логических и арифметических алгоритмов. Контрольные соотношения делятся на внутренние и междокументальные.
- Внутридокументальные контрольные соотношения - это проверка арифметических вычислений налогоплательщика при определении налоговой базы, суммы исчисленного налога, правильности применения налоговых ставок.
- Междокументальные сводятся к сопоставлению количества объектов налогообложения, указанных в декларации, и в информационном ресурсе «Журнал регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», который ведется на основании представленных заявлений о регистрации (регистрации изменений) объектов налогообложения и выданных свидетельств.
Порядок заполнения налоговой декларации
Если Вы обнаружили, что в декларации неправильно отразили сведения или допустили ошибки, то необходимо внести изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ
Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога на игорный бизнес не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.
Льготы
Льготы в рамках данного налога не предусмотрены
Постановка на учет по налогу
^К началу страницы
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность
в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес
регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия.
Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства
о регистрации объекта. Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов. Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом
на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.
С 1 апреля 2022 года вступил в силу Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@ «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, порядков их заполнения и форматов их представления в электронной форме»).
Ответственность за налоговые правонарушения
^К началу страницы
Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес представляется ежемесячно не позднее 20 числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).
Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30%
от неуплаченной суммы налога по этой декларации, но не менее 1 000рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Нарушение срока уплаты налога и задержка платежа грозит взысканием пени. Размер пени рассчитывается как процент,
который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной не в полном объеме либо частично суммы взноса,
либо налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).
За нарушение порядка уплаты и неуплату налога предусмотрен штраф
в размере от 20% до 40%
суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).
Нарушение порядка регистрации объектов налогообложения
Каждый объект налогообложения (игровой автомат, стол, букмекерская контора и т. д.) и изменение его количества подлежит регистрации в налоговом органе
не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) данного объекта
(ст. 366 НК РФ, Приказ Минфина РФ от 22.12.2011 № 184н, Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@).
Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес.
Повторные нарушения в течение года влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес
(ст. 129.2 НК РФ, 369 НК РФ).
Процедура государственной регистрации определена
Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Им же регулируются и отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц.
Законодательством предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц — внесение регистрирующим органом соответствующей записи.
Для прохождения государственной регистрации Вы подаете необходимые документы и
в течение 5 рабочих дней со дня их представления Вам будет выдано свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе.
Весь процесс прохождения необходимых процедур займет не так много времени, если вы заблаговременно
найдете необходимые адреса и реквизиты, подготовите пакет документов и заверите заявление о государственной регситрации у нотариуса.
Государственная регистрация и последующие действия не требуют от Вас каких-либо специальных знаний и умений, обращения к посредникам и в специализированные компании.
Чтобы посетить налоговую инспекцию в наиболее удобное для Вас время воспользуйтесь сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию».
Государственная регистрация юридического лица
^К началу страницы
Через налоговую инспекцию, МФЦ. Пошаговая инструкция
ПерейтиС помощью интернет-сервиса
«Подача электронных документов на государственную регистрацию»
Постановка на учет по налогу на игорный бизнес
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса
(ст. 365 НК РФ).
Вся деятельность по организации и проведению азартных игр и букмекерских контор и тотализаторов регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ.
Букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты вне игорных зон. Однако эти игорные заведения вправе осуществлять деятельность по организации
и проведению азартных игр только на основании лицензии
(ст. 14, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 №451).
Функционирование букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу: игорное заведение обладает головным офисом (процессинговый центр)
и рядом обособленных подразделений (пункты приема ставок).
Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется
в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия.
Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта.
Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов.
Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.
Особенности регионального законодательства
^К началу страницы
Информация ниже зависит от вашего региона (01 Республика Адыгея )
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Вид
деятельности |
Ставка налога |
За один процессинговый центр тотализатора
|
125 тыс. рублей
|
За один процессинговый центр букмекерской конторы
|
125 тыс. рублей
|
За один пункт приема ставок тотализатора
|
7 тыс. рублей
|
За один пункт приема ставок букмекерской конторы
|
7 тыс. рублей
|