Дата решения: 01.03.2024
Номер решения: БВ-4-9/2391@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 75 НК РФ
Вид налога: НДС
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Начисление пеней на сумму излишне возвращенного НДС по уточненной декларации, представленной налогоплательщиком
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: начислены пени за период с даты возврата НДС в заявительном порядке (с 05.02.2022) по дату фактического погашения излишне полученной суммы НДС (17.11.2022).
Позиция налогоплательщика: обжаловал позицию инспекции, приводя довод о том, что сумма излишне возвращенного инспекцией НДС возникла только 26.05.2022 (после возврата НДС), в связи с чем до указанного периода фактические потери бюджета отсутствовали. Пени должны быть начислены налоговым органом с учетом действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, за период с 01.10.2022 по 17.11.2022, которые были уплачены обществом 17.11.2022.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
Налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС с приложением заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС.
Заявленная сумма налога возвращена налогоплательщику в заявительном порядке (с 04.02.2022), а также указанная сумма возвращена заявителю по результатам камеральной налоговой проверки (26.05.2022 – дата образования недоимки ввиду излишне возмещенного налога).
Сумма излишне возмещенного из бюджета НДС образовалась в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с уменьшенной суммой налога, изначально заявленной к возмещению.
До подачи уточненной налоговой декларации налог и пени налогоплательщиком были уплачены (17.11.2022).
Спорные суммы НДС за 4 квартал 2021 года были возмещены инспекцией налогоплательщику как в заявительном порядке, так и по итогам налоговой проверки (на основании решения налогового органа). Сумма НДС, излишне возмещенная на основании решения налогового органа, признается недоимкой, на которую со дня, следующего за днем возврата сумм необоснованно возвращенного налога, в соответствии со статьей 75 НК РФ начисляются пени.
Таким образом, поскольку недоимка образовалась в момент излишнего возмещения, то есть 26.05.2022, расчет пеней должен быть произведен инспекцией с 27.05.2022.
Также из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона
№ 127-ФЗ следует, что на срок действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Под мораторий в виде неначисления пеней попадает сумма непогашенной задолженности по основному долгу, день окончания налогового (отчетного) периода которой возник до 01.04.2022.
Камеральная налоговая проверка общества проведена за период с 01.10.2021 по 31.12.2021, возникшая недоимка по НДС не является текущим платежом.
При этом пени начислены инспекцией, в том числе за период с 01.04.2022 по 19.09.2022, то есть за период действия указанного моратория.
Таким образом, начисление пеней на сумму недоимки в период действия моратория является необоснованным. Действия инспекции, выразившиеся в начислении пени, были признаны неправомерными.
Решением ФНС России жалоба заявителя удовлетворена, действия инспекции признаны неправомерными.