ENG

Снизилось количество апелляционных жалоб на решения налоговых органов

Дата публикации: 26.05.2023 06:33

Количество поступивших апелляционных жалоб налогоплательщиков по налоговым спорам по состоянию на 25.05.2023 снизилось на 54% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Также предметом обжалования может являться решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (которое вынесено по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права).

Жалобу в налоговый орган можно подать не только в письменной форме в бумажном виде, но и направить в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. В вышестоящий налоговый орган жалобу можно подать через инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой обжалуются. Жалобу необходимо оформить в соответствии с требованиями п. п. 1 - 5 ст. 139.2 НК РФ. Она должна быть подписана налогоплательщиком лично либо его представителем, иначе вышестоящий налоговый орган вправе оставить ее без рассмотрения. 

Для подачи жалобы по ТКС необходимо использовать формат и форму, утвержденные Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@. Жалобу нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью подающего ее лица. Если формат не соблюден, жалоба не считается принятой налоговым органом.

Способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика) нужно указать в самой жалобе. 

Как показывает практика, способ взаимодействия по ТКС помогает упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.