ENG

Равнение на бюджет

05 Республика Дагестан

Дата публикации: 08.12.2012

Издание: Республиканская газета "Черновик" №48 от 07.12.2012 г.
Тема: Об исполнении бюджета Республики Дагестан
Источник:  http://www.chernovik.net/content/ekonomika/ravnenie-na-byudzhet

Парадоксально. То, насколько точно будет исполнен бюджет, для президента архиважно, а для населения – нет. И дело в том, что речь идёт не о том, что дагестанцу всё равно. Любой среднестатистический дагестанец знает, что до тех пор, пока он живёт в федеративном государстве, его республике, а значит и ему, не дадут «утонуть». Президент же, наоборот, знает, что его это не обезопасит (особенно в свете того, что разговоры о возвращении к избираемости губернаторов набирают силу). Народ уволить нельзя. В отличие от того же президента.

Но бюджетом на 2013-й год обеспокоен не только президент Магомедсалам Магомедов, но и целый ряд других людей. Руководитель УФНС РФ по РД Умахан Джабраилов заинтересован в собираемости налогов и понимании со стороны Белого дома, Минфин республики (который всех бюджетов командир) во главе с Абдусамадом Гамидовым и Министерство экономики республики (Марат Ильясов), которое также в силу специфики своей работы имеет отношение к главному финансовому документу республики, заинтересованы в выполнении воли президента.
А ведь ещё есть Счётная палата РД, казначейство и самое низшее, но от того не менее влиятельное звено финансовой цепочки республики – муниципалитеты. Есть также один немаловажный момент, который нужно учесть. Обсуждение нового бюджета (как на сессии НС РД, так и после неё) будет проходить на фоне всё более развивающегося банковского скандала в Дагестане. На этом фоне ещё одна встряска финансовой системы республики, пусть связанная уже с самим бюджетом, будет очень нежелательной.

Муниципалы хотят денег

Муниципалитеты и финансы – о них стоит сказать отдельно. Возросшая активность на информационном поле мэра Махачкалы Саида Амирова наверняка преследует более глубинные цели, чем просто желание напомнить о себе… Но на данный момент она материализовалась в том, что Амиров как градоначальник выразил недовольство существующей методикой перераспределения денежных средств между уровнями бюджета, а также существующей налоговой системой. «Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других источников бюджетной системы Российской Федерации, очень высока. Это связано с недостаточным количеством источников собственных доходов, закреплённых бюджетным законодательством за местным самоуправлением», – отметил на «экстренном» заседании правления Совета муниципальных образований Дагестана Амиров. По его мнению, увеличить налоговую составляющую доходной части можно за счёт поднятия нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. «Нам необходимо подготовить предложения по корректировке закона о межбюджетных отношениях. В их числе – проведение анализа полномочий, увеличение нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований, пересмотр методик расчёта субвенций городам и районам», – добавил глава города1.
Мэр Дербента Имам Яралиев поддержал Амирова, проинформировав присутствующих о нехватке средств для южной столицы. По его словам, за год подконтрольный ему город собирает почти 3,5 миллиарда рублей, в то время как дотации Дербенту составляют всего 600 миллионов. Акцизы на алкогольную продукцию из них составляют около миллиарда, и эти деньги идут сразу в республиканский бюджет.
Что касается Махачкалы, то заместитель главы администрации города Осман Османов в июне 2012 года говорил, что только местных налогов город может собрать более 3 млрд рублей, а если говорить вообще о всех налогах и сборах (федеральных, местных и прочих), то Махачкала может собрать порядка 15 млрд рублей. Понятно, что те суммы, которые достаются Махачкале после выравнивания бюджетной обеспеченности, никак не устраивают Амирова. А вопрос изменения федерального и республиканского налогового законодательства, чтобы в городе оседало больше денег, может всерьёз поднимать только мэр столицы.
Сразу оговоримся, что этот вопрос уже обсуждался не единожды. В последний раз – летом этого года. О проблеме распределения денежных средств мы уже писали в статье «За что платят муниципалитетам?» от 29 июня 2012 года и статье «Путь денег» от 22 июня 2012 года. Если обобщить, то в них говорилось о существующем порядке перераспределения денежных средств от одного бюджета к другому и запутанных критериях, на основе которых решают, сколько выделить денег тому или иному муниципальному (городскому) бюджету. Главная, на наш взгляд, проблема кроется в определении налогового потенциала муниципалитета, который просчитать очень сложно, хотя при политической воле главы республики возможно всё… От этого и такая неразбериха в желаниях муниципалитетов и возможностях консолидированного бюджета республики.

Бизнес в тени

Понятно, что проблемы присущи не столько низовому уровню, сколько системе вообще. По данным Минфина РФ, Дагестан (по состоянию на сентябрь 2012 года) входит в число субъектов с надлежащим качеством управления региональными финансами (что не есть хорошо). При этом тот же Минфин РФ указывает, что объём долга муниципальных образований (см. таблицу), входящих в состав Дагестана, растёт и составлял в январе 2012 года 1 134 107,3 тыс. рублей, а в октябре – 1 454 999,5 тыс. рублей. К тому же количество неучтённых денег (теневая экономика) составляет львиную долю бюджета (по сути это параллельный бюджет). К примеру, по данным «ЧК», всего за 9 месяцев 2012 года кредитными организациями снято более 51 млрд рублей… В принципе в этом ничего противозаконного нет. Каждый рубль не отследишь. Интересно другое, что эта сумма растёт пропорционально к концу отчётного года... когда нужно снимать ворованные (случайно забытые и осевшие) деньги, дабы не пропали. По данным главного научного сотрудника Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, д.э.н., профессора Абаса Ахмедуева сегодня в тени находится не менее 40% ВРП. Согласно же данным председателя профсоюза малого и среднего бизнеса республики Руслана Магомедова, в тени сегодня находится более 50% субъектов малого предпринимательства, а более 30% зарплат выплачивают через серые схемы (зарплаты в конвертах). Это большие потери для бюджета. К тому же количество субъектов малого предпринимательства становится всё меньше. «Согласно официальным данным в 2007 году в республике было 4000 субъектов малого предпринимательства и 65 тыс. индивидуальных предпринимателей. По последним имеющимся данным субъектов малого предпринимательства осталось порядка 950-ти, а индивидуальных предпринимателей – 96 тысяч», – отметил Магомедов.

В качестве ещё одного способа расширения теневой экономики республики, на наш взгляд, стоит указать систему откатов, связанную с любым маломальским бизнес- (и не только) проектом. Сейчас в той же строительной отрасли откат составляет не менее 20%. Вся система выглядит следующим образом. Есть фирма-заказчик (крупная строительная компания, может быть, даже аффилированная с государством), которая заказывает строительство, к примеру, многоквартирного дома… Для строительства заказчик нанимает генерального подрядчика, который и будет заниматься организацией строительства. Генеральных подрядчиков может быть два (первостепенный и второстепенный).
Генподрядчик выполняет работы по строительству через так называемые фирмы-однодневки.
По-другому их ещё называют прокладочными фирмами, так как они выполняют функции своего рода буфера, лифта для генподрядчика, который, к слову, заказывает определённый спектр работ, но вместо этого выполняет их сам. Например, покупает арматуру не через фирму, а на свободном рынке, где счёт-фактуру вам никто не представит. Таким образом совершается не только обналичка денег, но и наносится большой урон системе налогообложения (директора таких фирм, терпилы, готовы получить срок чаще всего условный, только бы провернуть операцию). К примеру, те же прокладочные фирмы не платят НДС, хотя и могли бы... А ведь есть ещё потери по собираемости налога на прибыль. По данным УФНС РФ по РД, при среднероссийском показателе налоговой нагрузки по строительным организациям в 12% нагрузка в республике не превышает 1%.
Кстати, если на сегодняшний день в строй ввели 812 тысяч кв. метров жилья (большая часть из которых – это малоэтажное строительство), то почему такое маленькое количество собранных налогов? Допустим, что себестоимость 1 кв. м жилья в Дагестане в среднем от 7 до 10 тысяч рублей. Около 70–80% вводимых объектов – это стандартные пяти- и девятиэтажные дома. Если умножить 812 тысяч м2 (в год) на усреднённую сумму (8 тысяч рублей) себестоимости, мы получим сумму, с которой можно исчислять налоги, в том числе и внебюджетные фонды (всего это 36% с фонда заработной платы, не считая НДФЛ, 20% которой поступает в муниципальный бюджет). Это более 6 млрд рублей. Если сравнить с бюджетом РД (67 млрд), то получится, что эта цифра составляет примерно 9,5% от суммы республиканского бюджета.
Что интересно, поймать эти организации (фирмы-однодневки) хоть и сложно, но можно. Они характеризуются малым количеством (отсутствием) рабочей силы. Фактически на предприятии может быть только один человек, он же и владелец, и бухгалтер, и персонал. Второй критерий – отсутствие оборотных и основных средств. Третий – скудная кредитная линия или её отсутствие. В-четвёртых, очень часто такие фирмы регистрируются по так называемым адресам массовой регистрации, где зафиксированы скопом. В-пятых, они, как правило, состоят в СРО, то есть органе, который пришёл на смену Лицензионной палате РД, которая раньше регистрировала предприятия. К СРО можно относиться по-разному. Мы же считаем, что просто вместо сита в ход стали пускать решето.
Борьба с откатами и обналичкой – это только один из способов увеличения налоговых поступлений в бюджет. Способ, который должна использовать республика. Кстати, не так давно УФАС России проявило заинтересованность в получении полномочий для борьбы с откатами и даже выступило с соответствующим заявлением. Потенциально антимонопольщики смогут отслеживать связь менеджеров госкомпаний с их контрагентами. В памяти сразу всплыл случай, который случился в ноябре 2011 года. Игорь Сечин (на тот момент – вице-премьер) обвинил гендиректора «МРСК Северного Кавказа» Магомеда Каитова в аффилированности со Ставропольэнергосбытом. По словам Сечина, это спровоцировало рост цен на электроэнергию в регионе. На следующий день Каитов написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Несколько слов о бюджете

Проблеме собираемости налогов, как и ожидалось, в бюджете на 2013-й и плановые 2014-й и 2015-й годы уделено огромное внимание. Вместе с тем бюджет социально ориентированный и снабжён наиболее полной сопутствующей информацией, над которой потрудились все уполномоченные профильные структуры (Минфин, Минэкономики, Счётная палата РД и другие). Поэтому, наверное, впервые мы получили на выходе всесторонний анализ бюджета. Пожалуйста, было бы время и желание вникнуть!
Составители бюджета (и сопутствующей ему информации) постарались дать ответы на вопросы, которые возникали в течение года. В частности, были опубликованы республиканские законы (например, «Методика расчёта и предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов из республиканского фонда компенсаций на предоставление финансовой поддержки поселениям»), регулирующие процедуру определения налогового потенциала муниципальных образований, а также описывающих методики перераспределения денег от вышестоящего бюджета к нижестоящему (межбюджетные трансферты). Кстати, расходы на межбюджетные трансферты по законопроекту на 2013-й год (см. таблицу 2) предусматриваются в сумме 9 млрд 495 млн рублей. Это на 741 млн рублей больше, чем в 2012 году (8 млрд 751 млн рублей). Что касается налогового потенциала муниципальных образований РД, то, согласно анализу Межведомственной комиссии по определению налогового потенциала МО на 2013 год, он составляет 5 млрд 615 млн рублей. Это на 206 млн рублей больше, чем в прошлом году. На взгляд «ЧК», эта цифра должна и может быть больше. Так как всего налоговых и неналоговых доходов, согласно прогнозам на 2013 год, республика планирует получить чуть более 20 млрд рублей.

Сравнительная таблица налоговых и неналоговых доходов республики за 2012-й и 2013-й годы говорит о многом (см. таблицу 3). Прежде всего о том, что на сегодняшний день представляет из себя экономика республики. Основными налоговыми источниками формирования бюджета республики в 2013 году планируются поступления по НДФЛ (налог на доходы физлиц), налогу на прибыль организаций, акцизам и налогу на имущество организаций. Ну скажите, что это за экономика, которая в качестве «основного» налога имеет НДФЛ? Фактически это означает, что промышленный комплекс, крупные предприятия не есть основа экономики республики…

Что касается того самого «спорного» налога на прибыль, вокруг которого развернулась дискуссия при исполнении бюджета-2011, да и бюджета 2012-го года, то поступления по этому налогу в 2013-м году планируются на уровне 4 млрд 639 млн рублей. Это на 142 млн рублей больше назначений на 2012-й год. О том, ожидаются ли расхождения с бюджетными назначениями и ожидаются ли в будущем году такие же страсти вокруг собираемости налогов (в частности, налогу на прибыль), мы поговорим в следующем номере «ЧК» с руководителем УФНС РФ по РД Умаханом Джабраиловым. От себя добавим, что «налоговая» тема с каждым годом будет выходить на первый план всё больше. Об этом может говорить тот факт, что объём дотаций из федерального центра будет постепенно снижаться, и республика будет вынуждена искать собственные резервы, собственный потенциал развития. На 2013-й год сумма безвозмездных поступлений (дотаций) планируется на уровне 46 млрд 810 млн рублей, на 2014-й – 45 млрд 200 млн рублей, на 2015-й год – 41 млрд 670 млн рублей. Кроме того, немаловажен тот факт, что, по словам первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, налоги не будут повышаться как минимум пока не истечёт срок полномочий Владимира Путина, то есть весь его президентский срок. Этакие налоговые каникулы. Для населения это хорошо, а вот над наполняемостью бюджета нужно подумать.
Кстати, о структуре ВРП Дагестана (валовый региональный продукт) тоже можно сказать, что она характеризует экономику республики не с самой лучшей стороны (хотя можно сказать и так: что есть то есть, и на том спасибо). В структуре ВРП Дагестана наибольший удельный вес приходится на строительство – 24,4%, оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 24,3%. Затем идёт сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 14,8%, транспорт и связь – 7,9% и только потом промышленное производство – 6,3%.
Кстати, для справки: в королевстве Бутан вместо ВВП официально признанным показателем развития экономики является Валовое национальное счастье как «более соответствующее традиционным ценностям народа». Так вот, судя по всему для экономики республики «счастье» кроется в строительстве и торговле, что только подтверждает тот факт, что экономика Дагестана по большому счёту «потребительско-собирательская» – никаких промышленных матриц, инвестиционных скачков, несмотря на все потуги власти, не наблюдается.


1Если говорить проще, то Амиров предлагает изменить порядок формирования доходов, а это невозможно без принятия изменений федерального законодательства. А разве от одного желания мэра Госдума РФ будет менять налоговую систему страны? Нет конечно! Если муниципалы хотят пополнить свои бюджеты, то у них для этого есть два способа:
1. Менять федеральное законодательство (что нереально в нынешних условиях).
2. Увеличить собираемость местных налогов (земельный налог, налог на рекламу и т. п.).
А как же иначе? Без изменения федерального законодательства такое перераспределение невозможно. Всё это попахивает финансовым сепаратизмом, когда муниципалы не хотят собирать свои налоги и заодно предъявляют претензии на деньги, собранные для Москвы. Лучше бы помогли налоговым органам ставить на учёт объекты налогообложения. Тогда и увеличатся сборы и бюджеты муниципалитетов.