Дата решения: 28.11.2017
Номер решения: СА-4-9/24046@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: -
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: В представленном заявлении о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц отсутствует номер конкретного помещения, что делает невозможной точную идентификацию адреса (места нахождения) исполнительного органа юридического лица и осуществление в дальнейшем связи с ним, а также затрагивает законные интересы собственников всех помещений, расположенных по заявленному адресу.
Позиция налогоплательщика: Общество считает, что в представленном на государственную регистрацию заявлении номер конкретного помещения указывается при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе. При этом Общество является единственным собственником производственной базы, что подтверждается представленными в налоговый орган для государственной регистрации Общества документами, в том числе копиями свидетельств о государственной регистрации прав Общества, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в 2013 году.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) установлено, что в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Из пункта 4 статьи 5 Закон № 129-ФЗ следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В пункте 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Приказа № ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Как следует из пункта 2.3 Требований, элементы адреса указываются с учетом следующего: в пунктах 3 – 9 листа Б Заявления по форме № Р14001 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Таким образом, положения Приказа № ММВ-7-6/25@ обязывают заявителя заполнять в сведениях об адресе (месте нахождения) юридического лица показатели, только имеющиеся в наличии.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Представление документов, заполненных с нарушением Требований, приравнивается к их непредставлению, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.02.2011 № 12101/10 (далее - Постановление).
Как следует из материалов жалобы от 20.09.2017, 24.07.2017 Заявителем в Регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений об адресе (месте нахождения) Общества, в том числе:
- Заявление по форме № Р14001 (указан адрес Общества);
- пояснения генерального директора Общества от 21.07.2017 по фактическому адресу (далее - Пояснения), в которых Заявитель указывает, что фактический и юридический адрес Общества не предполагает номера офиса в связи с тем, что находящиеся по данному адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности Обществу и являются фактическим местом его нахождения;
- копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Общества, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 11.02.2013 (далее - Свидетельства).
По результатам рассмотрения представленных Заявителем документов регистрирующим органом принято Решение, в соответствии с которым отказано в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ в связи непредставлением заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с Решением, Заявитель 21.08.2017 обратился с жалобой от 17.08.2017 в Управление, которое Решением оставило жалобу Заявителя без удовлетворения.
Оставляя жалобу Заявителя без удовлетворения, Управление указало, что Общество является собственником недвижимого имущества. По Адресу находятся несколько объектов недвижимого имущества, которым присвоены разные литеры, что подтверждается Свидетельствами. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом места нахождения Общества является тот же адрес, но с указанием Литер и номером офиса. Таким образом, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе Общества с указанием детальных элементов (литер, офис). В Заявлении по форме № Р14001, представленном на государственную регистрацию 24.07.2017, заявлен адрес места нахождения Общества без указания детальных элементов.
Вместе с тем, ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации доводы регистрирующих органов о наличии оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Общества в связи с отсутствием в Заявлении по форме № Р14001 сведений о детальных элементах Адреса не могут являться обоснованными в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» следует, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Адрес, указанный Обществом в Заявлении по форме № Р14001, полностью соответствует адресу, указанному в Свидетельствах.
Как было указано выше, Заявитель 24.07.2017 в качестве документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, представил Пояснения, из которых следовало, что находящиеся по Адресу здания и сооружения принадлежат на праве собственности Обществу.
Факт того, что Общество является единственным собственником зданий и помещений, расположенных по Адресу, не был опровергнут ни Регистрирующим органом, ни Управлением при принятии Решений.
Таким образом, указание Заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений в отсутствие иных доказательств не может быть расценено как представление в Регистрирующий орган недостоверных сведений относительно местонахождения Общества.
Довод Управления о том, что в реестре отражен адрес (место нахождения) Общества с указанием детальных элементов (литер, офис), а в Заявлении по форме № Р14001, представленном в Регистрирующий орган для государственной регистрации, указан адрес (место нахождения) Общества без отражения данных детальных элементов адреса, не может быть признан в качестве основания отказа в регистрации с учетом наличия права собственности у Общества на все здания, расположенные по Адресу, а также отсутствия доказательств того, что связь с ним по заявленному Адресу невозможна.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба отменила решения налоговых органов.
Перейти
к полному тексту решения по жалобе