Дата решения: 30.01.2018
Номер решения: СА-3-9/577@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта:
Вид налога:
Нормативно – правовой акт: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
Тема спора: Правомерность отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
Позиция регистрирующего органа: В представленных Заявителем заявлениях для государственной регистрации не указан идентификационный номер налогоплательщика.
Позиция заинтересованного лица: Налоговым органом Заявителю не был присвоен ИНН и Заявитель не обращался с заявлением о постановке его на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, в связи с чем заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об Обществе были подготовлены в соответствии с требованиями Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Правовая позиция регистрирующего органа, вынесшего решение по жалобе:
Из подпунктов «д» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, в частности, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В подпунктах «а» и «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ указано, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
- непредставления заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом № 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
- несоблюдения, установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом № 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования).
Пунктом 7.9.3 Требований установлено, что раздел 3 «Сведения об участнике, вносимые в ЕГРЮЛ» заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заполняется с учетом положений пункта 2.9 (за исключением подпункта 2.9.7) Требований.
В соответствии с пунктом 7.15.3 Требований в разделе 3 «Сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ» листа К «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, пункты 3.1 - 3.3, 3.5, 3.6 заполняются с учетом положений соответственно подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6.
В силу пункта 7.21.4 Требований раздел 4 «Сведения о заявителе» заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 Требований.
Согласно пункту 2.9.2 Требований в разделе 2 «ИНН» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица. Раздел заполняется при наличии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика, то есть в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Как следует из материалов жалобы Заявителя, 06.09.2017 Заявителем по каналам связи направлены в Инспекцию документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, в том числе заявление по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, (далее - Заявление по форме № 14001) в части внесения изменений в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества (о прекращении полномочий директора Общества и возложении данных полномочий на Заявителя).
По результатам рассмотрения представленных Заявителем документов для государственной регистрации Инспекцией принято Решение, в соответствии с которым отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Из Решения следует, что в представленном Заявлении по форме № 14001 в пункте 3.2 «ИНН» листа К «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» и пункте 4.2 «ИНН» листа Р «Сведения о заявителе» не указан ИНН Заявителя, в связи с чем Заявление по форме № 14001 считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Также 06.09.2017 нотариусом по каналам связи направлены в Инспекцию документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе, в том числе Заявление по форме № Р14001 в части сведений об участнике-физическом лице Общества (о прекращении участия директора Общества и о новом участнике - Заявителе), по результатам рассмотрения которых Регистрирующим органом принято данное Решение.
Основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе послужил довод Инспекции о том, что в представленном нотариусом Заявлении по форме № 14001 в пункте 3.2 «ИНН» листа Д «Сведения об участнике-физическом лице» раздела 3 «Сведения об участнике, вносимые в ЕГРЮЛ» не заполнен ИНН Заявителя.
Управление, оставляя жалобу Заявителя на Решения Инспекции без удовлетворения, в Решении указало, что Инспекцией правомерно сделан вывод о том, что Заявителем не соблюдены требования, установленные в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Вместе с тем, ФНС России считает необоснованными Решения Инспекции и Решение Управления в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Из пункта 2 статьи 84 Кодекса следует, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет.
В силу пункта 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц.
Согласно информации, представленной Управлением, Заявитель не обращался в налоговые органы с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и данному лицу не был присвоен ИНН.
Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) Заявителя на территории Российской Федерации из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), в порядке пункта 3 статьи 85 Кодекса в налоговые органы также не поступали.
С учетом изложенного ФНС России считает, что, поскольку Заявителю не присвоен ИНН, Заявителем не нарушены Требования по заполнению Заявлений по форме № 14001, в связи чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации внесения изменений в сведения об Обществе.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, отменила решения Инспекции и решение Управления.
Перейти к полному тексту решения по жалобе