Дата решения: 12.04.2018
Номер решения: СА-4-9/7037@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 126 НК РФ, Статья 93.1 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность отказа в представлении Банком документов и информации в отношении контрагентов по требованиям налогового органа
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Позиция налогоплательщика: Истребованные документы являются банковскими, относятся только к деятельности клиентов Банка и не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагентов-клиентов Банка.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
В силу пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса Межрегиональной инспекцией в адрес Банка выставлены требования в рамках проведения выездной налоговой проверки Общества.
В соответствии с Требованиями у Банка запрашивались документы и информация за 2013 – 2015 годы в отношении компаний контрагентов.
В ответ на Требования в Межрегиональную инспекцию от Банка поступили письма, содержащие отказ в исполнении требований о представлении документов и информации в связи с тем, что истребованные документы являются банковскими, относятся только к деятельности клиентов Банка и не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагентов-клиентов Банка.
Отказ Банка в исполнении требований о представлении документов и информации послужил основанием для привлечения Банка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса, в связи с чем налогоплательщик обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.
Рассмотрев жалобу Заявителя, Федеральная налоговая служба установила следующее.
Согласно пункту 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел, связанных с оспариванием банками действий налоговых органов по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимо учитывать, что возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены Кодексом для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 Кодекса.
Согласно статье 102 Кодекса полученные сведения о налогоплательщике, в том числе от Банка, являются налоговой тайной, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа.
При этом законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности налогового органа при осуществлении мероприятий налогового контроля в рамках статьи 93.1 Кодекса разъяснять лицу, у которого истребуются документы (информация), относимость конкретных документов (информации) к деятельности проверяемого налогоплательщика.
В свою очередь, такое лицо не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами (информацией), касаются проверяемого налогоплательщика.
Отношение запрашиваемых документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.
Кроме того, положения пункта 1 статьи 93.1 Кодекса не определяют оснований для ограничения прав налогового органа по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, у иных лиц, располагающих такими документами (информацией).
Документы и информация могут быть истребованы как в отношении контрагентов проверяемого лица, так и в отношении третьих лиц (цепочки лиц), не имеющих напрямую каких-либо финансово-хозяйственных отношений по линии проверяемого лица, но участвовавших в ряде взаимосвязанных сделок, связанных с первичной сделкой.
Налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как поступающей в налоговые органы от налогоплательщика, так и истребуемой налоговым органом у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, банков), к которым в данном случае относится заявитель.
Банковские документы, в числе прочих, могут являться доказательствами получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, и их истребование направлено на установление признаков взаимозависимости, согласованности действий участников сделок, подконтрольности их деятельности третьим лицам и другое.
При таких обстоятельствах, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Банка без удовлетворения.
Перейти к полному тексту решения по жалобе