ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией в УФНС России по Республике Саха (Якутия) в январе 2024 года

Дата публикации: 20.02.2024 09:57

В центральном аппарате ФНС России в январе 2024 года на рассмотрении находилось 7 709 обращений граждан и организаций, в том числе: 6 738 обращений физических лиц (87 % от общего числа обращений, поступивших в центральный аппарат ФНС России в отчетном периоде) и 971 обращение юридических лиц(13 % от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: посредством электронного сервиса «Обратиться в ФНС России» –5 376 обращений (70 % от общего числа); по системе МЭДО – 1 463 обращения(19% от общего числа), в том числе 760 обращений, поступивших из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций; на бумажном носителе – 863 обращений (11 % от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2023 года количество обращений увеличилось на 20 %(в январе 2023 года поступило 6 419 обращений), количество интернет-обращений по сравнению с аналогичным периодом 2023 года уменьшилось на 5 % (в январе 2023 года поступило 5 688 интернет-обращений), количество обращений гражданин организаций, поступивших по системе МЭДО, увеличилось на 25 % (в январе 2023 года поступило 1 166 обращений), количество обращений, поступивших на бумажном носителе, уменьшилось на 18 % (в январе 2023 года поступило 1 048 обращений).

Существенный удельный вес обращений, поступивших в ФНС России в январе 2024 года, составили обращения по вопросам возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов –1 994 обращения (26% от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС):

– о списании (несписании) задолженности в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);

– об актуализации сальдо ЕНС в соответствии с положениями ст. 11.3 НК РФ в части исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности с истекшим сроком взыскания;

– об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС;

– об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика;

– о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Значительное количество обращений содержало вопросы по надзору в области организации и проведения азартных игр и лотерей – 831 обращение (11 % от общего числа).

В январе 2024 года оставались актуальными вопросы контроля исполнения и нарушения налогового законодательства юридическими и физическими лицами – 785 обращений (10 % от общего числа). Заявители в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 657 обращений (9 % от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком налогообложения доходов от продажи единственного жилья, и условия освобождения доходов семей с детьми от обложения НДФЛ. Кроме того, заявители просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и получением физкультурно-оздоровительных услуг с 01.01.2024 и порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Часть обращений, поступивших в центральный аппарат ФНС России, касалась темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Наряду с вышеуказанными оставалось актуальным обжалование решений налоговых органов и должностных лиц – 574 обращения (7,4 % от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета, неправомерное приостановление налоговым органом операций по счетам в банке, выставление требований об уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 515 обращений (6,7 % от общего числа). В текущем периоде налогоплательщики обращались по вопросам разъяснения исчисления и уплаты налога на имущество – 106 обращений (1,38 % от общего числа), сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 101 обращение (1,31 % от общего числа), направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 98 обращений (1,27 % от общего числа), транспортного налога – 82 обращения (1,06 % от общего числа), земельного налога –33 обращения (0,43 % от общего числа).

Кроме того, заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов – 95 обращений (1,23 % от общего числа).Кроме того, в отчетном периоде поступали обращения, содержащие вопросы регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 350 обращений (4,5 % от общего числа). В указанных обращениях наиболее часто встречались вопросы:

– предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставления сведений и документов из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставление сведений о счетах;

– ведения Государственного адресного реестра и Федеральной информационной адресной системы, а также проблемы по включенным в реестр сведениям;

– реализации приказа Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

– государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

– государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

– отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

– использования Интернет-сервиса на сайте ФНС России для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и программы подготовки документов для государственной регистрации (ППДГР). Оставались актуальными обращения по вопросам оказания услуг в электронной форме и пользования информационными ресурсами – 331  обращение (4,3 % от общего числа). В текущем периоде заявители обращались по вопросам разъяснения Федерального закона от 06.04.2021 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в том числе по вопросу получения квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Кроме того, налогоплательщиков интересовали вопросы, касающиеся работы федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и создания федеральной государственной информационной системы ведения Единого регистра населения (ЕРН). В ряде обращений заявители отказывались от предоставления персональных данных и присвоения их записям идентификационного номера ЕРН.

Заявителей также интересовали вопросы возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 312 обращений (4,05 % от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставления отсрочки по уплате налогов.

Немалую часть составляли обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 262 обращения (3,4 % от общего числа).

В своих обращениях заявители интересовались следующими вопросами:

–исчисления налога на прибыль, порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

– порядком применения налога на профессиональный доход;

– порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения;

– возможностью применения «налоговых каникул» зарегистрированным индивидуальным предпринимателям;

– сменой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения;

– внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Отдельные обращения, поступившие в центральный аппарат Федеральной налоговой службы в отчетном периоде, затрагивали вопросы осуществления учета налогоплательщиков, получения и отказа от ИНН – 184 обращения (2,4 % от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Помимо этого, часть обращений, поступивших в ЦА ФНС России в отчетном периоде, касались вопросов несостоятельности (банкротства) – 99 обращений (1,28 % от общего числа), налоговой отчетности – 76 обращений (0,99 % от общего числа), применения контрольно-кассовой техники – 68 обращений (0,88 % от общего числа), о действиях (бездействии) при рассмотрении обращений – 67 обращений (0,87 % от общего числа), а также валютного контроля – 63 обращения (0,82 % от общего числа).

Отдельные обращения, поступившие в центральный аппарат Федеральной налоговой службы в отчетном периоде, содержали вопросы по налогу на добавленную стоимость – 59 обращений (0,77 % от общего числа), юридические вопросы по налогам и сборам– 51 обращение (0,66 % от общего числа), вопросы организации работы с налогоплательщиками – 49 обращений (0,64 % от общего числа), прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации – 47 обращений (0,61 % от общего числа), а также вопросы по налогу на прибыль – 29 обращений (0,38 % от общего числа).

Подробная статистика обращений, поступивших в центральный аппарат ФНС России, в разрезе тематик приведена в приложении № 1.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» ФНС России ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

В январе 2024 года на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 8 562 обращений, поступивших в центральный аппарат ФНС России.