ENG

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен.  Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:
  • выигрыша;
  • платы за проведение азартных игр;
  • пари.

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

По своей сути данный налог не что иное, как одна из разно­видностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).

С 1 июля 2009 года вне специально созданных игорных зон (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область) азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Все остальные игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах (Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Плательщики и объект налогообложения

^К началу страницы

Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ)

Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями.  С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.

Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.

Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.

Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.

Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.

Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.


Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции по месту установки не позднее чем за 2 рабочих дня до даты его установки.

Регистрация игрового оборудования или пункта приема ставок проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательным ой получением выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Любое изменение количества объектов необходимо также зарегистрировать в налоговых органах не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Игровое оборудование считается зарегистрированным или выбывшим начиная с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации или заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.

Налоговые ставки

^К началу страницы

Налоговые ставки  устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):

Предельные размеры налоговых ставок:

Наименование объекта налогообложения

Минимальная
ставка (руб.)

Максимальная
ставка (руб.)

игровой стол

 

50 000

 

250 000

 

игровой автомат

 

3 000

 

15 000

 

процессинговый центр букмекерской конторы

 

50 000

 

250 000

 

процессинговый центр тотализатора

 

50 000

 

250 000

 

процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора

 

2 500 000

3 000 000

 

процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы

 

2 500 000

 

3 000 000

 

пункт приема ставок тотализатора

 

10 000

 

14 000

 

пункт приема ставок букмекерской конторы

 

10 000

 

14 000

 

 


В тех субъектах, где ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.

В настоящее время в России функционируют четыре действующие игорные зоны, которыми являются:
  • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края;
  • «Красная Поляна», расположенная на территории Краснодарского края;
  • «Приморье», расположенная на территории Приморского края;
  • «Янтарная», расположенная на территории Калининградской области.
    • Законом  Краснодарского края установлены следующие налоговые ставки:

      • за один игровой стол - 125000 рублей;
      • за один игровой автомат - 7500 рублей;
      • за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;
      • за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок тотализатора - 7 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7 000 рублей.

Налоговая база

^К началу страницы

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов.

Порядок исчисления налога

^К началу страницы

Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога равна произведению налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставке налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налог=Кол-во объектов
налогообложения
*Ставка
налога

Этой же статьей предусмотрены особенности исчисления налога для игровых столов с двумя и более игровыми полями. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.

Пример расчета налога с игровым столом, имеющим более 1 игрового поля

Например, при наличии у организации 3 игровых столов с двумя игровыми полями на каждом, а также 10 игровых автоматов, расчет суммы налога за месяц будет следующим:

Налог= 6*125000 +10*7500 =825 000 рублей
 

Период

^К началу страницы

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц ( ст.368 НК РФ).

Также предусмотрены случаи, когда применяется 1/2 ставки налога. Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа (включительно) выбыл старый. При этом объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Пример расчета налога при изменении количества объектов налогообложения:

Ситуация: Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)

до 15 числа
Применяется обычная ставка налога
после 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
 
 

Ситуация: Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)

до 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
после 15 числа
Применяется обычная ставка налога

Оплата налога и представление отчетности

^К началу страницы

Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( см. ст. 371 НК РФ).

Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).

 

Порядок и сроки предоставления налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется налогоплательщиком в налоговую инспецию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.

В соответствии со ст. 80 НК РФ декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

 

Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации с отчета за декабрь 2021 года
(утверждена приказом ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-3/634@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде>»)
pdf (565 кб)

Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Код формы отчетности по классификатору налоговой документации (КНД) равен 1152011.

 

Контрольные соотношения к налоговой декларации

Все декларации на стадии камеральной налоговой проверки анализируются на выполнение утвержденных контрольных соотношений: логических и арифметических алгоритмов. Контрольные соотношения делятся на внутренние и междокументальные.

  • Внутридокументальные контрольные соотношения - это проверка арифметических вычислений налогоплательщика при определении налоговой базы, суммы исчисленного налога, правильности применения налоговых ставок.
  • Междокументальные  сводятся к сопоставлению количества объектов налогообложения, указанных в декларации, и в информационном ресурсе «Журнал регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», который ведется на основании представленных заявлений о регистрации (регистрации изменений) объектов налогообложения и выданных свидетельств.
 

Порядок заполнения налоговой декларации

Если Вы обнаружили, что в декларации неправильно отразили сведения или допустили ошибки, то необходимо внести изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ

Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога на игорный бизнес не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

 

Льготы

Льготы в рамках данного налога не предусмотрены



Постановка на учет по налогу

^К началу страницы

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта. Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов. Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.

С 1 апреля 2022 года вступил в силу Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@ «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, порядков их заполнения и форматов их представления в электронной форме»).

Ответственность за налоговые правонарушения

^К началу страницы

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес представляется ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по этой декларации, но не менее 1 000рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Нарушение срока уплаты налога и задержка платежа грозит взысканием пени. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной не в полном объеме либо частично суммы взноса, либо налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

За нарушение порядка уплаты и неуплату налога предусмотрен штраф в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).

 

Нарушение порядка регистрации объектов налогообложения

Каждый объект налогообложения (игровой автомат, стол, букмекерская контора и т. д.) и изменение его количества подлежит регистрации в налоговом органе не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) данного объекта (ст. 366 НК РФ, Приказ Минфина РФ от 22.12.2011 № 184н, Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@).

Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес. Повторные нарушения в течение года влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес (ст. 129.2 НК РФ, 369 НК РФ).

Процедура государственной регистрации определена Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Им же регулируются и отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц.

Законодательством предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц — внесение регистрирующим органом соответствующей записи.

Для прохождения государственной регистрации Вы подаете необходимые документы и в течение 5 рабочих дней со дня их представления Вам будет выдано свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе.

Весь процесс прохождения необходимых процедур займет не так много времени, если вы заблаговременно найдете необходимые адреса и реквизиты, подготовите пакет документов и заверите заявление о государственной регситрации у нотариуса. Государственная регистрация и последующие действия не требуют от Вас каких-либо специальных знаний и умений, обращения к посредникам и в специализированные компании.

Чтобы посетить налоговую инспекцию в наиболее удобное для Вас время воспользуйтесь сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию».

Государственная регистрация юридического лица

^К началу страницы

Через налоговую инспекцию, МФЦ. Пошаговая инструкция

ПерейтиС помощью интернет-сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»

Постановка на учет по налогу на игорный бизнес

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Вся деятельность по организации и проведению азартных игр и букмекерских контор и тотализаторов регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты вне игорных зон. Однако эти игорные заведения вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании лицензии (ст. 14, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 №451). Функционирование букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу: игорное заведение обладает головным офисом (процессинговый центр) и рядом обособленных подразделений (пункты приема ставок).

Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта. Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов. Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.

Особенности регионального законодательства

^К началу страницы


Информация ниже зависит от вашего региона (14 Республика Саха (Якутия))

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

На территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" взимается налог на игорный бизнес

Статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) установлены следующие размеры ставки налога на игорный бизнес:

 Наименование объекта налогообложения
 Ставка налога, руб.
за один процессинговый центр тотализатора
250 000
за один процессинговый центр букмекерской конторы
250 000
за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора
3 000 000
за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы
3 000 000
за один пункт приема ставок тотализатора
14 000
за один пункт приема ставок букмекерской конторы
14 000