ENG

Рассмотрение налоговых споров в досудебном порядке по Управлению ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания за I квартал 2011 год

Дата публикации: 28.02.2012 12:21 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

С начала 2009г. действует обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов  о  привлечении / об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.     
В соответствии с п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) решение о привлечении /об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.   
Решения о привлечении /об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок, вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня утверждения вышестоящим налоговым органом - п. 9 ст. 101 НК РФ.  Так как апелляционная жалоба подается до момента вступления решения в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ), т..е. с учетом содержания п. 9 ст. 101 НК РФ срок на подачу апелляции ограничен 10 днями.
 Обязательное досудебное обжалование предусмотрено и для тех случаев, когда в апелляционном порядке решение обжаловано не было и вступило в силу. Срок на обжалование вступившего в силу решения составляет 1 год со дня вынесения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).
Решение, обжалуемое в апелляционном порядке, независимо от того, обжалуется ли оно полностью или частично, не вступает в силу в полном объеме. Абзац 2 п. 9 ст. 101 НК РФ устанавливает, что в случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. В данном случае слова "полностью или в части" следует относить не к решению, а связывать со словом "утверждение". Решение, обжалуемое в апелляционном порядке, не вступает в силу независимо от того, обжалуется ли оно полностью или частично. Данное толкование согласуется с нормой абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ, согласно которой налогоплательщик вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает его права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
 Решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ, вступает в силу незамедлительно, что исключает возможность его обжалования путем подачи апелляционной жалобы. Оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в порядке, установленном для обжалования вступивших в силу решений. Такому пониманию корреспондирует и различный порядок выставления требований. Согласно п. 10 ст. 101.4 НК РФ требование об уплате штрафа выставляется на основании вынесенного решения, которое, таким образом, подразумевается вступившим в силу в момент вынесения. Требование по результатам налоговой проверки направляется в течение 10 дней с даты вступления решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ).
  НК РФ   не установлена обязанность участия налогоплательщика в рассмотрении его жалобы.    
Апелляционные жалобы подаются в вынесший обжалуемое решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ).  
Подача апелляционной жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования.  
НК РФ не предусмотрено восстановление срока на подачу апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со ст. 139 НК РФ апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, отсутствие жалобы в течение 10-дневного срока с момента вручения решения означает, что оно вступило в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).    
Назначение стадии апелляционного обжалования в первую очередь состоит в защите интересов налогоплательщика, обеспечении законности и обоснованности принятых решений.   
Налогоплательщик вправе в процессе апелляционного производства дополнять и уточнять апелляционную жалобу, как в части предмета, так и в части оснований.
 В Управление ФНС России по РСО – Алания за 1 квартал 2011года поступило 14 жалоб, (в том числе 3 апелляционные), что на 3 жалобы больше предшествующего аналогичного периода. За 1 квартал 2010 год поступило 11 жалоб. Оставленных без рассмотрения жалоб нет.
Одна жалоба отозвана налогоплательщиком по причине урегулирования предмета спора до вынесения решения. Оспариваемая налогоплательщиками сумма составила 33 758,0 тыс.руб.  По итогам рассмотрения: - 3 жалобы в т.ч. 1 от юридического лица, 1 от индивидуального предпринимателя и 1 от физического лица (37,5 % от количества рассмотренных жалоб)  на сумму 279 тыс.руб. ( 0,8% от оспариваемой налогоплательщиками суммы) оставлены без удовлетворения;   - 5 жалоб в т.ч. 3 жалобы от юридических лиц, 1 жалоба от физического лица, 1жалоба от индивидуального предпринимателя (62,5 % от количества рассмотренных жалоб) удовлетворены полностью или частично на сумму 33479,0 тыс. руб., (99,2% от оспариваемой налогоплательщиками суммы).
Основными причинами удовлетворения жалоб налогоплательщиков являются:  неправильное применение налоговым органом норм налогового законодательства; представление налогоплательщиком с жалобой, не представленных ранее документов; неправомерное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности; нарушение сроков и порядка процедуры бесспорного взыскания налогов и пени нижестоящими инспекциями согласно ст. 46,47,69 НК РФ; отсутствие надлежащей доказательственной базы; иные - под иными подразумеваются жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа по проведению камеральной проверки и направления результатов проверки налогоплательщику.
Случаев назначения проверок нижестоящих налоговых органов, основанием для назначения которых явились жалобы налогоплательщиков, поданные в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации - нет.
Повторных обращений налогоплательщиков по аналогичному предмету, ранее рассмотренной жалобы в вышестоящий налоговый орган или иной государственный орган – нет .
Материалов переданных в иные подразделения налогового органа или в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в целях пресечения  должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения обращений (жалоб), возражений (разногласий) по актам налогового контроля - нет.
В сравнении с предыдущим отчётным годом наблюдается увеличение количества жалоб и увеличение процента их удовлетворения.
Решений судов первой инстанции, вынесенных в отчетном периоде по искам налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам (независимо от года предъявления) - три. Налогоплательщик обратился  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о  признании  не  подлежащими  исполнению  решения  налогового органа  о  взыскании  налогов,  сборов,  пеней,  штрафов  за  счет  имущества  налогоплательщика  (плательщика  сборов) – организации,  индивидуального  предпринимателя  или  налогового  агента.
Определением  по  делу рассмотрение  трех  решений  выделены  в  разные  производства. Ранее решения налогоплательщиком в досудебном порядке не обжаловались. Решением  арбитражного  суда  отказано  в  удовлетворении  требований  налогоплательщика  о  признании  недействительными  обжалуемые решения.
Новых объективных и субъективных причин возникновения споров с налогоплательщиками в отчетном году не выявлено.
Показатели    по оспоренным суммам составляют – 1263 тыс. руб., по удовлетворённым суммам – 984 тыс. руб. Соответственно процент соотношения сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и оспариваемых налогоплательщиком сумм по рассмотренным жалобам    равен 78 %.


Начальник отдела налогообложения
юридических лиц                                                                                                З.В. Калоева