ENG

Досудебное урегулирование налоговых споров

Дата публикации: 22.07.2011 17:14 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.


  Правовые основы данной процедуры установлены в ст. ст. 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4, 137 - 141 Налогового кодекса Российской федерации (НК РФ).
Досудебное урегулирование налоговых споров, обязательно только, если налоговый орган вынес в адрес налогоплательщика одно из двух видов решений:
- решение о привлечении к налоговой ответственности;
- решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, -
которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.
Остальные решения налоговых инспекций могут быть обжалованы непосредственно в Арбитражные суды.
По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев  со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
 Акт налоговой проверки в течение 5 рабочих дней с даты принятия этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта является 6-й день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
 Порядок определения сроков установлен ст. 6.1 НК РФ, п. 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
  Акт налоговой проверки целесообразно получать налогоплательщику (его представителю) лично, так как в случае, если акт не будет получен по почте, налогоплательщик фактически лишится возможности подать письменные пояснения.  
 Срок рассмотрения материалов проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по ним - в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений (т.е. 2 недели).
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в срок, не превышающий 1 мес.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть указаны:
- обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий;
- срок;
- конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
 Значение письменных возражений состоит в том, что качественная их подготовка позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на   стадии досудебного урегулирования.
 После получения решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщик обязан обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган либо в порядке апелляционной жалобы, либо в порядке обычной жалобы.
Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов.
На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней со дня вручения решения налогового органа.
Значение подготовки апелляционной жалобы состоит в том, что без ее подачи решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения, а территориальный налоговый орган обязан выставить требование об уплате налогов.
Решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения.
В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу.
При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган.
Налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения.
В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.
После вынесения решения, еще до утверждения его вышестоящим налоговым органом, территориальная налоговая инспекция может применить обеспечительные меры.
Копии решений о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть направлены налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.
Он производится последовательно в отношении:
- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовой продукции, сырья и материалов.
Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только:
- после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
- в случае если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше, общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.
Приостановление операций допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) (п. 10 ст. 101 НК РФ).
По просьбе налогоплательщика налоговый орган вправе заменить принятые им обеспечительные меры:
1) на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
2) на залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
3) на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ (п. 11 ст. 101 НК РФ).


Начальник отдела налогообложения
юридических лиц Управления ФНС РФ
по РСО – Алания                                                                             З.В. Калоева