ENG

Информация для налогоплательщиков по срокам проведения камеральной налоговой проверки и порядку обжалования решений налогового органа

Дата публикации: 19.07.2012 16:38 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации или расчета  (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Непосредственно приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как вы сдали отчетность. Однако независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает исчисляться  со дня, следующего за днем представления отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах. Он истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).  

Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.  

Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст.88 НК РФ).  

 Все действия по проверке (истребование пояснений, документов и т.п.) налоговый орган вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности.  

Оформление акта камеральной проверки, а также вынесение решения по итогам проверки осуществляются уже после ее окончания, т.е. за рамками трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ).

В случае если налогоплательщик подает уточненную декларацию (расчет), то камеральная проверка поданной ранее (первичной) отчетности прекращается. При этом налоговый орган должен прекратить все действия в отношении первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

После этого начинается камеральная проверка непосредственно уточненной декларации (расчета). Срок ее проведения исчисляется со дня, следующего за днем представления уточненной декларации (расчета) (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). В ходе камеральной проверки уточненной отчетности налоговый орган может использовать те документы и сведения, которые он получил при проверке первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Причем, начиная с 2010г. повторно требовать у налогоплательщиков представленные ранее документы налоговики не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ).  

По общему правилу налогоплательщики не обязаны представлять в налоговый орган дополнительные документы для камеральной проверки, если только положениями НК РФ прямо не установлено, что вы сдаете их вместе с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).  

Однако есть отдельные случаи, когда у Вас все-таки могут запросить документы в связи с проведением камеральной проверки, а именно:

1) при применении льгот по проверяемому налогу (п. 6 ст. 88 НК РФ);

2) при проверке декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (абз. 2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 176, п. п. 1, 11 ст. 176.1 НК РФ);

3) при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

С 1 января 2012 г. ст. 88 НК РФ дополнена п. 8.1 (пп. "б" п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ). Согласно нововведениям налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (п. 8.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ).

Истребование указанных документов осуществляется в порядке, который предусмотрен ст. 93 НК РФ.

Если в ходе камеральной проверки налоговый орган обнаружил какие-либо нарушения, он вправе истребовать документы и информацию о вашей деятельности у ваших контрагентов или иных лиц, которые ими обладают (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В процессе камеральной проверки налоговики вправе потребовать от налогоплательщика пояснения. Это возможно в том случае, если в представленной отчетности обнаружены ошибки или несоответствия между отчетностью и имеющимися уже у налогового органа документами и сведениями (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик при представлении таких пояснений может дополнительно приложить к ним подтверждающие документы, например выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации (расчете) (п. 4 ст. 88 НК РФ).  

Акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

При рассмотрении материалов проверки  налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий, в том числе и об истребовании у налогоплательщика  документов (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Решение выносится в течение 10 рабочих дней после истечения срока для представления возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), который, в свою очередь, отсчитывается от даты получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с решением, которое вынес налоговый орган по проведенной камеральной проверке, он может его обжаловать в порядке, установленном ст. ст. 101.2, 137 - 140 НК РФ.

Порядок обжалования решений налогового органа:

- о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Между тем налогоплательщик вправе обжаловать и иные решения налогового органа (а также его действия и бездействие), принятые в ходе проведения налоговых проверок, например:

- решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);

- решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89);

- решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);

- решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ);

- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

- постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 95 НК РФ);

- требование о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) и т.п.

Порядок обжалования установлен гл. 19 НК РФ.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 138, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Другими словами, налогоплательщик вправе обжаловать решения налогового органа:

- сразу в суд;

- одновременно в вышестоящий налоговый орган и в суд;

- в вышестоящий налоговый орган.

Это правило не распространяется на обжалование решений налогового органа:

- о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для обжалования таких решений ст. 101.2 НК РФ предусмотрен специальный порядок.

Для обжалования решений налогового органа, не связанных с привлечением к ответственности, как в арбитражный суд, так и в вышестоящий налоговый орган установлен единый срок для обращения: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В тот же трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подается исковое заявление в арбитражный суд.