Дата решения: 29.08.2017
Номер решения: СА-3-9/5815@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: -
Вид налога:
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность внесения в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из реестра по решению регистрирующего органа, а не по решению суда
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Основанием внесения записи о ликвидации и исключении из реестра некоммерческой организации в связи с принятием судом соответствующего решения по иску Минюста России для регистрирующих органов является поступление к ним данного решения суда и распоряжения Минюста России. Таким образом, сам по себе факт вынесения и вступления решения суда в законную силу не является основанием для внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений в отношении Организации в соответствии с данным решением.
Позиция налогоплательщика: Неосуществление организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету не является основанием для признания ее недействующей. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности также не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности. При этом в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством, в случае неоднократных или грубых нарушений законодательства.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно материалам, представленным Управлением, Инспекцией Федеральной налоговой службы 10.05.2016 в отношении Организации сформированы и представлены в регистрирующий орган справки:
- об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, согласно которой по расчетному счету Организации операции не проводились;
- о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой последней датой предоставления документов отчетности является 20.10.2010.
С учетом вышеизложенных сведений регистрирующим органом 20.05.2016 принято решение о предстоящем исключении Организации как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, на основании которого в ЕГРЮЛ 20.05.2016 внесена соответствующая запись.
Заявитель в жалобе от 20.07.2017 выражает несогласие с исключением Организации из ЕГРЮЛ и в обоснование своей позиции указывает, что 07.09.2010 районный суд, рассмотрев гражданское дело по иску Министерства юстиции Российской Федерации к юридическому лицу, решил ликвидировать и исключить Организацию из ЕГРЮЛ (далее – Решение от 07.09.2010).
Решение от 07.09.2010 вступило в силу 18.09.2010.
Заявитель считает, что основанием для ликвидации юридического лица является Решение от 07.09.2010, а не факт, что Организация в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ, не представляла документы отчетности и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
Подпунктом 1 статьи 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) от 12.11.2010 № 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Порядок).
На основании пункта 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.
Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда.
С учетом изложенного, основанием внесения записи о ликвидации и исключении из реестра некоммерческой организации в связи с принятием судом соответствующего решения по иску Минюста России для регистрирующих органов является поступление к ним данного решения суда и распоряжения Минюста России.
Таким образом, сам по себе факт вынесения и вступления решения суда в законную силу не является основанием для внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений в отношении Организации в соответствии с данным решением.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации исключение Управлением Организации из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица на основании решения регистрирующего органа от 20.05.2016, а не Решения от 07.09.2010, соответствовало Закону № 129-ФЗ.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом «б» пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», оставила жалобу Заявителя от 20.07.2017 без удовлетворения.
Перейти к полному тексту решения по жалобе