Дата публикации: 07.05.2014 12:32 (архив)
Считаем необходимым обратить внимание налогоплательщиков на эти изменения и помочь в них подробно разобраться.
Напомним, что в соответствии с
п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), амортизируемым, в целях гл. 25 НК РФ признаются не только имущество, но и результаты интеллектуальной деятельности, а так же иные объекты интеллектуальной собственности. При этом важны три существенных признака.
Во-первых, налогоплательщик должен обладать правом собственности на перечисленное (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ).
Во-вторых, амортизируемое имущество должно использоваться им для извлечения дохода.
И, в-третьих, стоимость указанного имущества и объектов должна погашаться путем начисления амортизации. По времени, в соответствие с НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей.
Таким образом, становится очевидным, что понятие амортизируемого имущества связано с основными средствами.
Пункт 1 ст. 257 НК РФ определяет основными средствами в соответствие с главой 25 НК РФ, ту часть имущества, которая используется как средства труда, предназначенные для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или используемые для управления организацией. При этом, их первоначальная стоимость должна составлять более 40000 рублей.
До 1 января 2013 г. в ст. 258 НК РФ присутствовал пункт 11, согласно которому основные средства, права на которые подлежали государственной регистрации, включались в состав амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Соответственно и начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начиналось с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм, амортизация объекта недвижимости была возможна при обязательном выполнении двух условий: объект должен быть введен в эксплуатацию и у организации должен быть в наличии документ, подтверждающий факт подачи документов на государственную регистрацию прав собственности. Следует отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», данным документом является расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты.
Согласно п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Таким образом, в случае если организация не могла документально подтвердить факт подачи документов на государственную регистрацию права на основное средство, то такое основное средство включалось в состав соответствующей амортизационной группы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором организацией было получено свидетельство о государственной регистрации права.
Теперь эти условия подверглись существенным изменениям. Так, в соответствие Законом № 206-ФЗ п. 11 ст. 258 НК РФ с 01.01.2013 был признан утратившим силу. В новой редакции пункта 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти объекты были введены в эксплуатацию, независимо от даты регистрации прав.
Следует отметить, что указанные изменения, внесенные Законом № 206-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2013 года и не распространялись на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Однако при этом, законодательство не урегулировало переходные положения о начислении амортизации в отношении целого ряда объектов. Речь идёт о тех объектах, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2013 года, а документы на государственную регистрацию права собственности на них были поданы после 1 января 2013 года, или вообще не поданы до настоящего момента.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 215-ФЗ) были внесены соответствующие дополнения в Закон № 206-ФЗ. Эти дополнения установили переходные положения и устранили возникшую неопределенность в порядке начисления амортизации для указанной категории налогоплательщиков.
Так, Законом № 215-ФЗ внесены поправки в Закон № 206-ФЗ, а именно, введена новая статья 3.1, устанавливающая, что по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и по объектам, введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.
Следовательно, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до указанной даты, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию данных прав).
Если же, не зарегистрированные в установленном порядке объекты недвижимости, введены в эксплуатацию в декабре 2012 года, они подлежат амортизации в соответствии с новым порядком (с момента ввода объекта в эксплуатацию), поскольку следующим за месяцем ввода объекта в эксплуатацию будет январь).
Статьей 3.1 Закона № 206-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в связи с применением иного порядка начисления амортизации в отношении незарегистрированных объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.12.2012.
Полагаем, что до вступления в силу Закона № 215-ФЗ многие налогоплательщики с 1 января 2013 года уже начали начисление амортизации по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию как с 01.01.2013, так и до 1 декабря 2012 года, не имея документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию прав.
Таким образом, вступление в силу ст. 3.1 Закона № 206-ФЗ влечет для указанной категории налогоплательщиков необходимость перерасчета налоговой базы и исключения из расходов сумм начисленной амортизации, поскольку по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации. Этим моментом считается момент подачи документов на регистрацию прав.