"Навигация" для бизнеса

Дата публикации: 13.02.2022 00:25

В Налоговом кодексе существует несколько спецрежимов, которые облегчают жизнь небольшим компаниям. Однако нередко они используются с целью недобросовестной оптимизации крупного бизнеса. Например, это ситуации, когда налогоплательщик уже не подпадает под критерии для применения льготной системы налогообложения, однако пользуется ей, получая все положенные преференции в виде возможности снижения налоговой нагрузки.

В письме от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984 ФНС России предупредила о намерении усилить контроль за схемами «дробления бизнеса». В документе уточняется, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены только для малого бизнеса и направлены на создание равных конкурентных условий для всех субъектов предпринимательства. Злоупотребления этими преимуществами делает бессмысленными все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса. В связи с этим ФНС России поручило внимательнее осуществлять контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, которые прикрывают деятельность одного крупного налогоплательщика. В качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы «дробления бизнеса», могут выступать следующие обстоятельства:

  • дробление бизнеса происходит между несколькими лицами, применяющими ЕНВД (до 2021 года), УСН или Патент, чтобы основной участник, осуществляющий деятельность, не исчислял и не уплачивал НДС, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций;
  • применение схемы дробления бизнеса повлияло на условия и экономические результаты деятельности всех участников схемы — привело к уменьшению налоговых обязательств или к тому, что эти обязательства практически не изменились при масштабировании деятельности;
  • налогоплательщик, участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью, выступают выгодоприобретателями от дробления бизнеса;
  • участники схемы занимаются аналогичным видом экономической деятельности;
  • создание участников схемы в течение небольшого временного периода непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности персонала;
  • участники схемы несут расходы друг за друга;
  • прямая или косвенная взаимозависимость участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • персонал перераспределяется между участниками схемы формально, без изменения должностных обязанностей;
  • у подконтрольных лиц отсутствуют кадровые ресурсы;
  • участники схемы используют одни и те же вывески, помещения, контакты, сайт, контрольно-кассовую технику, терминалы и т.п.;
  • у всех участников схемы общий поставщик и покупатели;
  • одни и те же лица занимаются фактическим управлением деятельностью участников схемы;
  • у участников схемы единые службы по ведению бухучета, кадрового делопроизводства, юридическому сопровождению и т.д.;
  • одни и те же лица представляют интересы по взаимоотношениям с госорганами и иными контрагентами;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухучета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • поставщики и покупатели распределяются между участниками схемы, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

УФНС России по Приморскому краю на постоянной основе проводит работу по выявлению незаконных схем «дробления бизнеса», по результатам которой только в 2021 году были установлены и доказаны 10  различных схем.  Большая часть налогоплательщиков приняли решение по самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств, что освобождает бизнес от уплаты штрафных санкций, которые, по результатам проверки, могут составить до 40% от сумм доначислений.