Дата публикации: 09.01.2025 10:56
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В УФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) в IV квартале 2024 года поступило на рассмотрение 1551 обращение граждан, что на 3,8% больше чем за аналогичный период 2023 года (1492 обращения). В территориальные органы ФНС России по Ставропольскому краю (далее - Инспекции) за IV квартал 2024 года поступило 21976 обращений граждан (далее - ЗГ), что на 1,5%, больше чем за аналогичный период 2023 года (21639 обращений).
В IV квартале 2024 года наибольшее количество обращений граждан, поступивших в Управление, содержали вопросы обжалования решений и действий (бездействия) – 241 (15,5%). Поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета, на неправомерное приостановление налоговым органом операций по счетам в банке, на выставление требований об уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.
173 заявителя обратились с вопросами о задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (11,1% от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС) - это отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика, учет и распределение налогов, и порядок начисления пени в условиях ЕНС и др.
Заявителей также интересовали вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 95 обращений (6,1 % от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.
С вопросами о налоге на доходы физических лиц обратилось 87 граждан (6,8 % от общего числа). Заявители просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, а также порядок налогообложения доходов от продажи жилья, а также порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Кроме того, в отчетном периоде поступило 76 обращений по вопросам регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (4,9 % от общего числа).
Часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касались вопросов применения контрольно-кассовой техники – 53 обращения (3,4 % от общего числа), уплаты налога на имущество – 39 обращений (2,5 % от общего числа). налогообложения малого бизнеса – 28 обращений (1,8 % от общего числа).
Общим отделом Управления проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе Инспекций.
В Инспекциях ситуация по количеству обращений в IV квартале 2024 года сложилась следующим образом:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю – 5221 обращение (23,7%);
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю – 3279 обращений (14,9%);
Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю – 3144 обращения (14,3%);
Межрайонная ИФНС России № 15 по Ставропольскому краю – 3020 обращений (13,7%);
Межрайонная ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю – 2684 обращения (12,2%);
Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю – 2437 обращений (11%);
Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю – 2191 обращение (9,9%).
Анализ тематики показал, что различные аспекты организации работы с налогоплательщиками интересовали 5876 заявителей (26,7 % от общего числа).
С вопросами о задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов обратились 2240 заявителей (10,1 % от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов отражения информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика, повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете, о списании (несписании) задолженности.
Отдельные обращения, в IV квартале 2024 года затрагивали вопросы осуществления учета налогоплательщиков, получения и отказа от ИНН – 2028 обращений (9,2 % от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Вопросы о налоге на имущество поступили от 1897 заявителей (8,6% от общего числа). В текущем периоде налогоплательщики обращались по вопросам разъяснения исчисления и уплаты налога на имущество, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов, обращались по вопросам транспортного налога и земельного налога. Кроме того, заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов.
1704 налогоплательщика интересовались вопросами налога на доходы физических лиц (7,7 % от общего числа).
Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполняются в установленные законодательством Российской Федерации срок.
Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в Управлении, а также в Инспекциях ежемесячно докладывается руководству УФНС России по Ставропольскому краю и начальникам налоговых органов края. Для сокращения количества обращений граждан в налоговых органах Ставропольского края постоянно проводятся мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан, создаются комфортные условия для граждан, обратившихся в налоговые органы, повышается качество и оперативность рассмотрения обращений граждан, а также обеспечивается своевременность направления подготовленных ответов и решений заявителям.
Во всех территориальных налоговых органах Ставропольского края, включая территориально-обособленные рабочие места, работают телефоны для оперативного информирования налогоплательщиков. Проводится большая работа по информированию налогоплательщиков, в том числе с внешними каналами информирования (средства массовой информации и наружная реклама), каждую неделю публикуются информационные материалы посредством пресс-релиза в социальных сетях (Одноклассники, Вконтакте).
На сегодняшний день продолжается работа по информированию налогоплательщиков, доводятся разъяснения на часто задаваемые вопросы.
Одним из эффективных инструментов информирования являются регулярные семинары для налогоплательщиков. В практику налоговых органов Ставропольского края взят опыт проведения совместных семинаров с другими органами исполнительной власти. Данное решение позволяет налогоплательщикам получить ответы на широкий спектр интересующих их вопросов. Так, на семинары приглашаются сотрудники Фонда социального страхования, Торгово-промышленной палаты Ставропольского края и др.
Проводится информирование налогоплательщиков посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС), что позволяет гарантировать доставку информации каждому налогоплательщику, сделать ее адресной.
Проведена информационная работа по популяризации получения госуслуг в электронном виде на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях улучшения качества предоставляемых услуг гражданам, устранения очередей в инспекциях, снижения количества конфликтных ситуаций, залы обслуживания налогоплательщиков инспекций края работают без перерыва. Во вторник и четверг рабочий день продлен до 20-00, а вторая и четвертая субботы месяца объявлены рабочими, в эти дни специалисты оперзалов налоговых инспекций работают с 10-00 до 15-00.
Во всех территориальных налоговых органах Ставропольского края, включая территориально-обособленные рабочие места, работают телефоны для оперативного информирования налогоплательщиков.
Организованные службой в течение 2024 года, мероприятия получали широкое освещение в СМИ, в региональном блоке сайта ФНС России и в соцсетях. В УФНС России по Ставропольскому краю ежеквартально проводились расширенные заседания Общественного совета, на которых обсуждались актуальные вопросы налогообложения, в том числе стратегические инициативы клиентоцентричности в налоговой службе и основные изменения в налоговом законодательстве с 2025 года. Материалы по итогам встреч доводились до членов Общественного совета для распространения.
Большое внимание налоговых органов Ставропольского края будет и далее направлено на повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, а также на постоянный контроль соблюдения качества, достоверности и полноты ответов, направляемых сотрудниками налоговых органов Ставропольского края, на письменные обращения граждан.