Дата публикации: 09.01.2025 11:08
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В налоговые органы Ставропольского края в 2024 году поступило на рассмотрение 68639 обращений граждан, из них в УФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) 4297 обращений граждан, в территориальные органы ФНС России по Ставропольскому краю (далее - Инспекции) - 64342 заявления.
По сравнению с аналогичным периодом 2023 года количество обращений в Управлении уменьшилось на 5,2 % (в 2023 году поступило 4536 обращений). В Инспекциях количество обращений по сравнению с аналогичным периодом 2023 года увеличилось на 18,9 % (поступило 52136 обращений за 2023 год).
В Управление было поставлено на контроль 4211 обращений (98%). 86 обращений (2%) не требовали исполнения и носили информационный характер. Нарушений исполнительской дисциплины за отчетный период не выявлено.
Анализ тематики поступивших заявлений граждан (далее - ЗГ) выявил наиболее значимые для налогоплательщиков вопросы.
Наибольшее количество обращений граждан, поступивших в Управление, содержали вопросы обжалования решений и действий (бездействия) – 828 (19,2%). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета, неправомерное приостановление налоговым органом операций по счетам в банке, выставление требований об уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов.
С вопросами о задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов обратился 671 заявитель (15,6 % от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС) - это отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика, учет и распределение налогов, и порядок начисления пени в условиях ЕНС и др.
369 налогоплательщиков интересовали вопросы налога на доходы физических лиц (8,5 % от общего числа). Заявители просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, а также порядок налогообложения доходов от продажи жилья.
Доступом к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом интересовались 343 заявителя (7,9 % от общего числа).
Кроме того, в отчетном периоде поступали обращения по вопросам регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 239 обращений (5,5 %
от общего числа). В указанных обращениях наиболее часто встречались вопросы о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, использования Интернет-сервиса на сайте ФНС России для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и программы подготовки документов для государственной регистрации.
Часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касались вопросов контроля и надзора в налоговой сфере – 102 обращения (2,3 % от общего числа), применения контрольно-кассовой техники – 50 обращений (1,1 % от общего числа).
Общим отделом Управления проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе Инспекций.
В Инспекциях ситуация по количеству обращений в 2024 году сложилась следующим образом:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю – 14904 обращения (21,7% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю – 9976 обращений (14,5% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю (Долговой центр) – 9340 обращений (13,6% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 15 по Ставропольскому краю – 9307 обращений (13,5% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю – 8123 обращения (11,8% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю (Регистрационный центр) – 6753 обращения (9,8% от общего числа поступивших в Инспекции);
Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю – 5939 обращений (8,6% от общего числа поступивших в Инспекции).
Анализ тематики показал, что различные аспекты организации работы с налогоплательщиками интересовали 17459 заявителей (25,4 % от общего числа).
9915 налогоплательщиков интересовали вопросы налога на доходы физических лиц (14,4 % от общего числа). Заявители просили разъяснить порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, порядок налогообложения доходов от продажи единственного жилья, предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением и обучением.
С вопросами о задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов обратились 7499 заявителя (10,9% от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов отражения информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика, повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете, о списании (несписании) задолженности.
Отдельные обращения, в 2024 году затрагивали вопросы осуществления учета налогоплательщиков, получения и отказа от ИНН – 4153 обращений (6 % от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Вопросы о налоге на имущество поступили от 3460 заявителей (5% от общего числа). В текущем периоде налогоплательщики обращались по вопросам разъяснения исчисления и уплаты налога на имущество, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов, обращались по вопросам транспортного налога и земельного налога. Кроме того, заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов.
Часть вопросов составили обращения по налогообложению малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 2187 обращений (3,1 % от общего числа). В своих обращениях заявители интересовались исчислением налога на прибыль, порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядком применения налога на профессиональный доход и порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
Вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа поступили от 2012 заявителей (2,9 % от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.
Поступали обращения, содержащие вопросы регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 1964 обращения (2,8 % от общего числа). В указанных обращениях наиболее часто встречались вопросы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Отдельные обращения, поступившие в Инспекции в отчетном периоде, содержали вопросы по земельному налогу - 1680 обращений (2,4 % от общего количества), по транспортному налогу – 1622 обращения (2,3 % от общего числа), оказания услуг в электронном виде – 793 обращения (1,1 от общего числа).
В Инспекциях было поставлено на контроль 63429 обращений, что составляет 98,6% от общего числа обращений. 201 ЗГ (1,4%) при предварительном рассмотрении были квалифицированы как повторные, либо направленные дополнительно к имеющейся переписке, а также информационного характера, не требующие ответа.
Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнялись в установленные законодательством Российской Федерации срок.
Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в Управлении, а также в Инспекциях ежемесячно докладывается руководству УФНС России по Ставропольскому краю.
Для сокращения количества обращений граждан в налоговых органах Ставропольского края постоянно проводятся мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан, создаются комфортные условия для граждан, обратившихся в налоговые органы, повышается качество и оперативность рассмотрения обращений граждан, а также обеспечивается своевременность направления подготовленных ответов и решений заявителям.
Во всех территориальных налоговых органах Ставропольского края, включая территориально-обособленные рабочие места, работают телефоны для оперативного информирования налогоплательщиков. Проводится большая работа по информированию налогоплательщиков, в том числе с внешними каналами информирования (средства массовой информации и наружная реклама), каждую неделю публикуются информационные материалы посредством пресс-релиза в социальных сетях (Одноклассники, Вконтакте).
На сегодняшний день продолжается работа по информированию налогоплательщиков, доводятся разъяснения на часто задаваемые вопросы.
Одним из эффективных инструментов информирования являются регулярные семинары для налогоплательщиков. В практику налоговых органов Ставропольского края взят опыт проведения совместных семинаров с другими органами исполнительной власти. Данное решение позволяет налогоплательщикам получить ответы на широкий спектр интересующих их вопросов. Так, на семинары приглашаются сотрудники Фонда социального страхования, Торгово-промышленной палаты Ставропольского края и др.
Проводится информирование налогоплательщиков посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС), что позволяет гарантировать доставку информации каждому налогоплательщику, сделать ее адресной.
Проведена информационная работа по популяризации получения госуслуг в электронном виде на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях улучшения качества предоставляемых услуг гражданам, устранения очередей в инспекциях, снижения количества конфликтных ситуаций, залы обслуживания налогоплательщиков инспекций края работают без перерыва. Во вторник и четверг рабочий день продлен до 20-00, а вторая и четвертая субботы месяца объявлены рабочими, в эти дни специалисты оперзалов налоговых инспекций работают с 10-00 до 15-00.
Во всех территориальных налоговых органах Ставропольского края, включая территориально-обособленные рабочие места, работают телефоны для оперативного информирования налогоплательщиков.
Организованные службой в течение 2024 года, мероприятия получали широкое освещение в СМИ, в региональном блоке сайта ФНС России и в соцсетях. В УФНС России по Ставропольскому краю ежеквартально проводились расширенные заседания Общественного совета, на которых обсуждались актуальные вопросы налогообложения, в том числе стратегические инициативы клиентоцентричности в налоговой службе и основные изменения в налоговом законодательстве с 2025 года. Материалы по итогам встреч доводились до членов Общественного совета для распространения.
В 2024 году было продолжено взаимодействие со ставропольскими вузами – СКФУ и СГАУ. С преподавателями экономических и финансово-учетных факультетов сотрудники налоговых органов на постоянной основе делятся практическим опытом налогового администрирования, особенностями деятельности, а также об инновационных подходах в работе, основных векторах развития ФНС России и цифровизации.
Большое внимание налоговых органов Ставропольского края будет и далее направлено на повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, а также на постоянный контроль соблюдения качества, достоверности и полноты ответов, направляемых сотрудниками налоговых органов Ставропольского края, на письменные обращения граждан.