Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
Новый закон
^К началу страницы
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие основные положения:
- Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
- Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
- Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
- Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
- Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
- Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
- Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
- Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
- Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
- Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
- Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.
Основные положения
^К началу страницы
Основные положения предлагаемой системы – это:
- Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
- Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
- Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
- Вовлечение покупателей в гражданский контроль.
Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.
Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.
Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.
На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.
Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
Форум
^К началу страницы
Перейти
Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники
Реестры
^К началу страницы
Перейти
Сервис проверки изготовленных экземпляров фискальных накопителей
Информация ниже зависит от вашего региона (26 Ставропольский край)
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
№ п/п | Наименование территориального налогового органа | ФИО | Должность | Телефон |
1 | УФНС России по Ставропольскому краю | Ильтинский Дмитрий Олегович | Главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела | (8652) 35-64-36 |
2 | ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края | Войнова Наталья Евгеньевна | Главный государственный налоговый инспектор отдела учета и работы с налогоплательщиками | (87951) 2-78-74 |
3 | ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края | Сурков Игорь Петрович Айбазов Отар Валерьевич Зимаев Олег Григорьевич
| Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок | (87937) 6-58-11 |
4 | ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края | Игольникова Оксана Владимировна Фурсов Владимир Анатольевич | Старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля Старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля | (8793) 39-73-17 |
5 | ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя | Поповиченко Инна Николаевна | Начальник отдела оперативного контроля | (8652) 74-00-06 |
6 | Межрайонная ИФНС России №1 по Ставропольскому краю | Паврозин Алексей Владимирович | Старший государственный налоговый инспектор отдела учета и работы с налогоплательщиками | (87938) 5-13-01 |
7 | Межрайонная ИФНС России №3 по Ставропольскому краю | Щеголихин Евгений Юрьевич | Начальник отдела оперативного контроля | (86542) 5-62-11 |
8 | Межрайонная ИФНС России №4 по Ставропольскому краю | Миронова Татьяна Ивановна Золоторев Михаил Викторович Хвойный Роман Романович | Специалист-эксперт отдела работы с налогоплательщиками Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Государственный налоговый инспектор отдел выездных проверок | (86544) 6-25-93, 6-38-65 |
9 | Межрайонная ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю | Алексеев Александр Алексеевич Швецова Елена Сергеевна | Начальник отдела оперативного контроля Заместитель начальника отдела оперативного контроля | (86553) 6-12-32 |
10 | Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю | Маслиенко Дмитрий Сергеевич | Старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля | (86559) 2-63-86 |
11 | Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю | Смирнова Ирина Петровна
Железняк Вадим Николаевич | Государственный налоговый инспектор отдела работы с налогоплательщиками Старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля | (86554) 7-27-07 |
12 | Межрайонная ИФНС России №9 по Ставропольскому краю | Емельянова Татьяна Владимировна | Старший государственный налоговый инспектор отдела работы с налогоплательщиками | (87922) 5-66-48 |
13 | Межрайонная ИФНС России №10 по Ставропольскому краю | Шахвалиева Виола Робертовна | Заместитель начальника отдела оперативного контроля | (87934) 6-30-34 |
14 | Межрайонная ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю | Афонина Светлана Николаевна Бруснев Андрей Борисович | Главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля Главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля | (8652) 94-39-38, 94-40-83 |