ENG

Внесены существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 18.09.2013 11:03 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Отдел досудебного аудита УФНС России по Ивановской области в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), обращает внимание налогоплательщиков, что данным законом внесены существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров.
 
Увеличен срок вступления в силу решения, принятого в порядке статьи 101 Кодекса, что расширяет возможности подготовки материалов для апелляционного обжалования. Теперь данный срок составляет один месяц со дня вручения налогоплательщику указанного решения (ранее оно вступало в силу по истечении 10 (20) дней с даты его вручения налогоплательщику).
 
Что касается порядка обжалования уже вступивших в силу ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц, то согласно внесенным изменениям увеличился срок подачи жалобы - жалоба может быть подана по общему правилу в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Ранее срок подачи жалобы по общему правилу составлял три месяца.
 
Теперь все жалобы, а не только апелляционные, как было ранее, подаются через налоговый орган, чей ненормативный акт, действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель.
 
Законом определены понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба» на решения налоговых органов, форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной. Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, установлены в ст. 139.2 НК РФ. В частности, жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана либо заявителем, либо его представителем. В жалобе указываются сведения о заявителе и о налоговом органе, акты или действия (бездействие) должностных лиц которых обжалуются, а также предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и его требования. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя.

Кодексом введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Согласно положениям статьи 139.3 Кодекса вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
- ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Отслеживать процесс рассмотрения жалобы позволит сервис «Узнать о жалобе». С его помощью можно узнать о дате поступления обращения, сроках и стадиях его рассмотрения, а также конечном результате.