Дата решения: 06.02.2019
Номер решения: СА-4-9/1949@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 52 НК РФ, Статья 390 НК РФ, Статья 391 НК РФ
Вид налога: Земельный налог
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность перерасчета земельного налога, которое повлекло увеличение ранее уплаченных сумм налога
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Перерасчёт земельного налога за 2015, 2016 годы осуществлён Инспекцией исходя из актуальной кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2015 и в рамках трёхлетнего периода, установленного пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позиция налогоплательщика: Решение Управления не соответствует положениям статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», поскольку согласно положениям пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчёт земельного налога не осуществляется, если влечёт увеличение ранее уплаченных сумм налога.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 4 статьи 397 Кодекса установлено, что Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Постановлением правительства области от 09.12.2013 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» (далее – Постановление) утверждена кадастровая стоимость, в том числе земельного участка Заявителя в размере 1 260 024 рублей, применяемая для целей налогообложения начиная с 01.01.2015.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
Заявитель с 31.01.1996 по настоящее время является собственником земельного участка, площадью 1 200 квадратных метров.
23.08.2011 из Росреестра в Инспекцию в электронном виде поступили сведения о кадастровой стоимости земельного участка Заявителя по состоянию на 01.01.2011 в размере 536 892 рублей. Также в Инспекцию из Росреестра 16.02.2015 в электронном виде поступили сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 в размере 1 260 024 рублей, однако по технической причине указанные сведения не были выгружены в базу данных налогового органа.
Инспекцией Заявителю исчислен земельный налог на земельный участок за 2015, 2016 годы исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 536 892 рублей и в адрес Заявителя направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2015 год и за 2016 год.
В 2018 году Инспекцией установлено расхождение размеров кадастровой стоимости земельного участка, имеющихся в информационных ресурсах налоговых органов (536 892 рублей), с данными, поступившими из Росреестра
(1 260 024 рублей), в связи с чем, налоговым органом актуализированы сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утверждённые Постановлением и сформировано и направлено в адрес Заявителя налоговое уведомление от 07.09.2018, согласно которому Заявителю исчислен земельный налог на земельный участок за 2015, 2016 годы исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2015 в размере 1 260 024 рублей
Решением Управления жалобы Заявителя оставлены без удовлетворения. В указанном решении Заявителю разъяснены установленные законодательством Российской Федерации основания перерасчёта Инспекцией земельного налога на земельный участок за 2015, 2016 годы исходя из актуальной кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2015 в размере 1 260 024 рублей. При этом Управлением отмечено, что перерасчёт земельного налога за 2015, 2016 годы осуществлён Инспекцией в рамках трёхлетнего периода, установленного пунктом 4 статьи 397 Кодекса.
На доводы Заявителя в части несоответствия решения Управления положениям Закона № 334-ФЗ Федеральная налоговая служба сообщила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Кодекса (в редакции статьи 1 Закона
№ 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса.
Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 пункта 2.1 статьи 52 Кодекса, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 334-ФЗ статья 1 Закона
№ 334-ФЗ вступает в силу с 01.01.2019. При этом Законом № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1 Закона № 334-ФЗ имеют обратную силу.
Учитывая вышеизложенное, поскольку перерасчёт земельного налога за 2015, 2016 годы согласно налоговому уведомлению от 07.09.2018 осуществлён Инспекцией до вступления в силу пункта 2.1 статьи 52 Кодекса, то решение Управления не противоречит налоговому законодательству Российской Федерации.
Таким образом, основания для признания незаконным налогового уведомления отсутствуют.
Перейти
к полному тексту решения по жалобе