Решения по жалобам

Дата публикации: 06.06.2019

Дата решения: 14.05.2019

Номер решения: СА-4-9/8904@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 25.14 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность непредставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях за период, в котором получен убыток  


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются:
Обязанность по ежегодному представлению уведомления о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК) связана с признанием налогоплательщика контролирующим лицом в силу статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и не обусловлена возникновением какого-либо финансового результата у КИК. При этом положения статьи 309.1 Кодекса не устанавливают порядок, в соответствии с которым налогоплательщик не обязан предоставить в налоговый орган уведомление о КИК, а также глава 3.4 Кодекса не содержит положений, в соответствии с которыми налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять в налоговые органы уведомление о КИК.

Позиция налогоплательщика: Контролируемая Заявителями иностранная компания по результатам деятельности за 2015 и 2016 годы получила убыток. При этом, по мнению Заявителей, убыток, полученный КИК, не может быть налоговой базой. Таким образом, Заявители считают, что в случае получения убытка, отсутствует налоговый период, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК, следовательно, у контролирующего лица не наступает обязанность по представлению уведомления о КИК в налоговый орган. 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что контролирующими лицами иностранной организации признаются следующие лица: физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%; физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.

Согласно пункту 3.1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса: о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%); об учреждении иностранных структур без образования юридического лица; о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309.1 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов в соответствии с порядком, установленным статьей 309.1 Кодекса: 1) по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3, 3.1, 7 и 8 статьи 309.1 Кодекса; 2) по правилам, установленным главой 25 Кодекса для налогоплательщиков - российских организаций.

Пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса (в соответствующей редакции) установлено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 Кодекса.

Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 25.14 Кодекса, в соответствии с которыми, если иное не предусмотрено статьей 25.14 Кодекса, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

Согласно пункту 8 статьи 25.14 Кодекса при наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное пунктом 6 статьи 25.14 Кодекса, в случаях, указанных в статье 25.13 Кодекса, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 статьи 25.14 Кодекса, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщик до истечения срока, указанного в пункте 8 статьи 25.14 Кодекса, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 25.14 Кодекса, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.

Пунктом 11 статьи 25.14 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.

Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.

Пунктом 1 статьи 129.6 Кодекса установлено, что неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Заявители являются контролирующими лицами иностранной организации с долей участия 33% каждый (дата возникновения участия – 15.05.2015).

15.06.2015 Заявителями в Инспекцию представлены уведомления об участии в иностранных организациях.

В связи с непредставлением Заявителями в уставленный Кодексом срок уведомления о КИК за 2016, 2017 годы, Инспекцией в порядке пунктов 8, 9 статьи 25.14 Кодекса сформированы требования о необходимости представления уведомления о КИК за 2016, 2017 годы или письменных пояснений и документов, свидетельствующих об отсутствии оснований для признания Заявителей контролирующими лицами от 01.12.2017 и от 01.06.2018.

Уведомление о КИК за 2016 год Заявителями не представлено.

03.07.2018 Заявителями в Инспекцию представлено уведомление о КИК за 2017 год. Вместе с тем срок представления уведомления о КИК за 2017 год установлен 20.03.2018.

В связи с непредставлением Заявителями уведомления о КИК за 2016 год и несвоевременным представлением уведомления о КИК за 2017 год, Инспекцией в отношении Заявителей составлены Акты, а также сформированы уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) для рассмотрения указанных актов, которые вручены Заявителям лично 01.08.2018, о чем свидетельствует их подпись на данных документах.

29.08.2018 Заявителями в Инспекцию представлены письменные возражения по Актам.

Возражения Заявителей на Акты от 26.07.2018, а также материалы проверки, рассмотрены заместителем начальника Инспекции в присутствии Заявителей.

По результатам рассмотрения Актов, материалов и возражений Заявителей, Инспекцией приняты решения от 10.09.2018 о привлечении лиц к ответственности за налоговое правонарушение, в соответствии с которыми Заявители с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств привлечены к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Кодекса, за непредставление уведомления о КИК за 2016 год, за неправомерное не представление в установленный срок до 20.03.2018 уведомления о КИК за 2017 год.

Заявителями в районный суд направлено административное исковое заявление от 15.03.2019 о признании незаконными и отмене решений Инспекции от 10.09.2018 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение и решения Управления от 18.12.2018.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении Заявителей
от 15.03.2019, являются аналогичными доводам, изложенным в представленной в Федеральную налоговую службу жалобе от 15.03.2019, в указанной части.

Решением районного суда в удовлетворении административного искового заявления Заявителям отказано.

Исходя из того, что срок, установленный пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, не является пресекательным, и принимая во внимание, что Заявители участвовали в ходе рассмотрения материалов налогового контроля, представляли свои объяснения и возражения, ходатайствовали о применении смягчающих обстоятельств для снижения штрафных санкций, а также учитывая, что налоговым органом приняты доводы Заявителей, применены смягчающие обстоятельства, суммы штрафных санкций снижены, районный суд пришел к выводу, что налоговым органом при вынесении решений от 10.09.2018 о привлечении лиц к ответственности за налоговое правонарушение права и законные интересы Заявителей не нарушены.

В ходе рассмотрения дела районным судом нарушений налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налогового контроля, которые могли бы привести к принятию неправильных решений, не установлено.

В решении районного суда приведены положения пункта 2 статьи 25.14 Кодекса в редакции Федеральных законов от 15.02.2016 № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее - Федеральный закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ), от 19.02.2018 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее – Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ), от 27.11.2018 № 424-ФЗ.

Также в решении районного суда указано, что с учетом положений статьи 25.14 и пункта 3.1 статьи 23 Кодекса признание налогоплательщика контролирующим лицом влечет возникновение обязанности по представлению уведомления о КИК. Соответственно непредставление уведомления о КИК является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.6 Кодекса. Обязанность по ежегодному представлению уведомления о КИК связана с признанием налогоплательщика контролирующим лицом в силу статьи 25.13 Кодекса, и не обусловлена возникновением какого-либо финансового результата у КИК.

При этом в решении районного суда приведены положения пункта 1 статьи 309.1 Кодекса и указано, что положения статьи 309.1 Кодекса не устанавливают порядок, в соответствии с которым налогоплательщик не обязан предоставить в налоговый орган уведомление о КИК, а также глава 3.4 Кодекса не содержит положений, в соответствии с которыми налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять в налоговые органы уведомление о КИК.

Согласно решению районный суд пришел к выводу, что привлечение Заявителей к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Кодекса, за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за 2016, 2017 годы, является законным и обоснованным, обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии обжалуемых решений Инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 10.09.2018 и решения Управления от 18.12.2018 требованиям действующего законодательства Российской Федерации не установлено.

По смыслу статьи 118 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) во взаимосвязи со статьей 10 Конституции, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа.

Преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

На основании изложенного, а также учитывая, что доводам Заявителей, изложенным в жалобе от 15.03.2019, дана оценка районным судом в своих решениях, у ФНС России отсутствуют основания для рассмотрения указанных доводов Заявителей по существу.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России