ENG

Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области в режиме онлайн проведены публичные обсуждения

Дата публикации: 27.11.2020 11:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

26 ноября 2020 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Калининградской области в режиме вебинара проведены публичные обсуждения по вопросам правоприменительной практики по теме: «Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в рамках законодательства о банкротстве».

В обсуждениях приняло участие около 20 налогоплательщиков, представителей региональных бизнес-объединений, отраслевых ассоциаций, министерств и ведомств.

Начальник отдела обеспечения процедур банкротства Управления А.В. Урусова осветила актуальные вопросы использования возможностей института субсидиарной ответственности и взыскания убытков с контролирующих должника лиц как эффективного инструмента предъявления претензий к бенефициарам с целью реального возмещения ущерба, причиненного их недобросовестными действиями как бюджету РФ, так и иным кредиторам.

Озвучены статистические данные Управления в части процедур банкротства. По состоянию на 01.11.2020 в процедурах банкротства в Калининградской области, по данным налоговых органов, находятся 1435 должников, из них 374 – юридические лица, 1061 – физические лица.

Сумма задолженности всего перед ФНС России в реестре требований кредиторов, в т.ч. по денежным обязательствам перед РФ, составляет 5,4 млрд. руб., при этом всего кредиторская задолженность перед всеми кредиторами составляет, более 77 млрд. рублей. Таким образом, доля голосов ФНС России составляет всего
7 % от общей задолженности кредиторов к банкротам.

Отмечена динамика снижения общего количества процедур банкротства юридических лиц. За последние три года количество предприятий в банкротстве снизилось на почти 8%, в то время как число процедур банкротств граждан увеличилось в 6 раз. Такая динамика, мнению Управления, продиктована тем, что все меньше предприятий заинтересованы в процедуре банкротства исключительно как способа уклонения от уплаты долгов, прежде всего, по причине модернизации в 2017 году института субсидиарной ответственности.

Такие кардинальные изменения в части субсидиарной ответственности были внесены в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральными законами № 266-ФЗ от 29.07.2017 и № 488-ФЗ от 28.12.2016.

Несмотря на то, что главной целью законодателя было снизить число необоснованных исков по субсидиарной ответственности, количество таких заявлений не только не снижается, но и растет. К примеру, в 2020 году уже подано арбитражными управляющими, кредиторами и ФНС России 73 заявления, в то время как за весь 2019 год подано 60 исков по субсидиарной ответственности.

Особое внимание участников было обращено на правоприменительную практику, прежде всего в части привлечения реально виновных в банкротстве лиц. В связи с чем в ходе встречи изучены отдельные споры привлечения к субсидиарной ответственности реальных бенефициаров и их наследников, а также лиц, участвующих в доведении предприятий до банкротства как сопричинителей вреда, рассмотренные как на уровне региона, так и в Верховном суде РФ.

Указаны основные выводы судов при принятии обеспечительных мер в рамках споров по субсидиарной ответственности, в т.ч. связанные с возможностью наложения обеспечительных мер на совместно нажитое имущество супругов, один из которых является субсидиарным ответчиком, а также в отношении имущества, отчужденного ответчиком в пользу заинтересованных лиц.

Отдельное внимание участников было обращено на возможность погашения задолженности по обязательным платежам в деле о банкротстве третьими лицами, учредителями или руководителями, а также в рамках согласительных процедур как на стадии возбуждения дела о банкротстве, так и в ходе любой процедуры банкротства.

По окончании встречи сотрудники Управления ответили на направленные на электронную почту интересующие предпринимателей и представителей бизнес-сообщества вопросы. Ведь главная цель мероприятия - повышение налоговой грамотности предпринимательского сообщества, а также развитие механизма открытости налоговых органов.